Газета,
которая объединяет

Белая, пушистая, страшная

Связано ли нашествие экзотических насекомых на регион с глобальным потеплением?

На прошлой неделе специалисты управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям совместно с учеными из Всероссийского НИИ карантина растений выехали в Новоусманский район, в одно из садовых хозяйств. Говоря по-простому – бабочек ловить.

Руководитель хозяйства сам пригласил специалистов: аграрии, как правило, заинтересованы в том, чтобы выявить вредителей на своей территории. С другой стороны, конечно, им совершенно не выгодны ни карантин, ни внимание общественности. Но из двух зол выбирают меньшее. Карантинные насекомые угрожают не только уничтожить урожай, но порой и сам бизнес.

В этот раз охота началась за американской белой бабочкой (Hyphantria cunea), калифорнийской щитовкой и восточной плодожоркой.

Американская белая

Особенно «страшный зверь» – Hyphantria cunea, белая и пушистая американка, которую специалисты иногда называют самым прожорливым насекомым планеты. Ее гусеницы способны поедать листья 230 видов растений. И при нашествии на Воронежскую область, случалось, заедали деревья «до смерти», оставляя от листьев легкое кружево. Сейчас этот враг «стоит» на южных подступах к региону и уже обнаружен в Россошанском районе.

Специалисты внимательно осматривают свежую, чистую зелень молодых яблонь. Признаков поражения пока не видно. Но реальный уровень риска покажут феромонные ловушки. 30 штук дельтовидных картонных конструкций с несохнущей клеевой смазкой развешивают на деревьях. Их уберут только через месяц. Все это время на запах феромонов могут лететь самцы с территории радиусом в 5 километров. Если «улов» окажется достаточно велик, власти могут объявить карантин в хозяйстве, при необходимости уточнить выводы – ловушки вывесят повторно.

– Несмотря на способность преодолевать значительные расстояния, насекомые-вредители распространяются в основном с помощью человека, – комментирует заместитель начальника отдела карантина растений регуправления Россельхознадзора Иван Воронин. – Они попадают в новые места с упаковкой, с транспортом, с партией товара. Проезжая по железной дороге из Москвы в Воронеж, воочию видишь маршрут распространения ясеневой златки: погибшие ясеневые деревья у железнодорожной насыпи.

Златка ясеневая

Ясеневая златка, добравшаяся к нам из Подмосковья, в прошлом году стала настоящим бичом для городских садов и скверов. Воронежские экологи чуть ли не со слезами на глазах вынуждены были давать предписания на вырубку еще здоровых на вид растений. По-другому нельзя. Даже сильный яд не гарантирует полного уничтожения вредителя, а вот кошкам, собакам, детям в городе навредить может легко.

Златка – узкоспециализированный вредитель: пожирает только ясени. Покончив с ясенями на одной территории, она неудержимой волной устремляется на соседние регионы. И хоть химикатами можно обрабатывать деревья вне города, специалисты с трудом представляют, как остановить это нашествие в масштабах страны.

Тем не менее Иван Воронин не склонен считать ситуацию катастрофичной. При всех факторах глобального потепления можно и промышленный сад, и приусадебный участок удержать в рамках биологической стабильности. Главное – вовремя принимать превентивные меры, реагировать на появление волны вредоносных насекомых на территории своей ответственности. А если появится что-то совсем невиданное в наших краях – можно показать специалистам Россельхознадзора. Они могут проконсультировать и лично, и по телефонам.

Кстати, специалисты Рос­потребнадзора в качестве одного из средств борьбы с вредными насекомыми рекомендуют садоводам примерно ту же феромонную ловушку, которая служит для них самих средством мониторинга. Преимущество такого несложного приспособления – полная экологическая без­опасность. Сами ловушки можно изготовить своими руками, а вот феромонную приманку придется купить.

На сегодняшний день разработано несколько типов синтетических феромонов, которые могут как привлекать, так и отпугивать насекомых. Большинство призвано просто завлечь вредителей в клеевую ловушку. Но есть и особенно коварно-элегантная схема, по которой самцов дезориентируют запахом. В саду развешивают феромонные приманки-испарители, которые насыщают воздух ароматами, перебивающими запах женских особей, готовых спариться. Но самцы неустанно ищут обладательниц «идеального запаха». В итоге реальные самки остаются без должного внимания и цикл воспроизводства прерывается. Вот такая притча.

в тему

Волки или тарантулы?

«Берег» получил «острый сигнал» от читателей. На дачных участках и в районах новой застройки на окраинах города появились «большие жирные» пауки и крайне редкие в наших палестинах жуки-олени. Пользователи Сети быстро провели экспертизу: эти пауки либо тарантулы из южной Сибири, либо пауки-волки. «Тарантулы хоть и ядовитые, но не смертельные, «волки» же не обладают токсинами, но укус все равно болезненный для человека», – утверждают сетевые комментаторы.

– На самом деле «волки» и тарантулы – это один вид пауков, – уточнила кандидат биологических наук ученый ВГУ Ольга Селиванова. – Тарантул – наиболее крупная разновидность среди «волков». Но пока они бегают маленькими, дачники никаких пауков не замечают, а вот когда подрастут – начинают бить тревогу: нашествие ядовитых тварей! Да, пауки все ядовиты, но большинство не в состоянии прокусить кожу на человеческом пальце. Можно говорить, что приход шести- и восьминогой экзотики связан с глобальным потеплением, но все-таки это цикличное явление. Теплая зима – и такие средиземноморские виды, как бражник «Мертвая голова», богомол обыкновенный, мухоловка-многоножка, расширяют свой ареал к северу, потом, после очередной холодной зимы, «пионеры» гибнут и все начинается сначала.

Не так все просто и со случившейся под Воронежем массовой гибелью пчел, которую воронежские СМИ поспешили объяснить деятельностью фермеров. Случаи массовой гибели пчел отмечаются по всему миру. Но почему это происходит в каждом конкретном случае, определить невозможно без серьезной исследовательской работы.

Даже ставя диагноз человеку, переболевшему вирусной хворью, врачи обычно пишут – ОРВИ, хотя разновидностей вируса существуют десятки. А для крохотной пчелы и общего диагноза не поставят! Тем более что это может быть действительно отравление химикатами в результате варварского нарушения правил. И все популярнее становится версия об отравлении ГМО. Есть культуры, в генный код которых встроен ген смертоносной для пчел, но безопасной для людей бациллы.

Но и это всего лишь одна, и не самая убедительная версия.