Газета,
которая объединяет

Не просто игра

Завтра, 20 июля, Всемирный день шахмат. В мировой календарь эта дата внесена по инициативе уважаемой организации – ЮНЕСКО. Отмечается он с 1966 года.

То была золотая пора шахматной игры. Образованная часть мира знала имена ведущих игроков и их стилевые различия, матчи на первенство мира собирали огромную аудиторию, шахматная литература издавалась колоссальными тиражами. В позапрошлом веке выдающиеся шахматисты были сродни фокусникам, на их сеансы публика приходила в ожидании чудес. Весь прошлый век занятие шахматами свидетельствовало об интеллекте занимающегося.

Советская власть уделяла большое внимание шахматному образованию подростков и популяризации игры, как бы подчеркивая, что самые умные люди на свете живут в стране Советов. В отличие от других сфер той жизни изнанка не сильно отличалась от фасада. Во дворах моего детства, в 1970-е годы, мужчины после работы играли в шахматы до темноты, и тихий азарт тех битв завораживал.

Но все кончилось. Игра прекратила существование естественным путем: компьютеризация погубила воображение, и каскадные жертвы Таля сделались невозможными. Ограниченное поле действия, стандартная расстановка фигур, передвигающихся строго определенным образом – все это теперь поддается расчету. И выдающиеся мастера превратились в подобие машин: их задача – запомнить как можно больше вариантов и применить за доской оптимальный. Примерно так в 1997 году гениальный Гарри Каспаров проиграл машине уже на 19-м ходу.

То было символическое поражение: фантазия уступила расчету. Прискорбный факт для человечества, по-моему.