Газета,
которая объединяет

Воспитание от «искусственного интеллекта»

Учителя и родители школьников обсудили, как уберечь детей от киберопасностей
Рубрика: Социум№2 (2367) от
Автор: Ирина Лазарева

Около 80% воронежских детей уже в начальной школе имеют зависимость от гаджетов, утверждают учителя и психологи. Журналисты «Берега» обсудили проблему на круглом столе с педагогами, представителями родительского актива и общественных организаций. Дискуссия состоялась в управлении образования и молодежной политики администрации Воронежа.

ВСЕ ПЕРЕМЕНЫ В ТЕЛЕФОНЕ

Педагоги считают, что гаджетозависимость детей в Воронеже растет. По их наблюдениям, ученики все чаще даже на переменах общаются друг с другом через мессенджеры, а некоторые подростки откровенно заявляют: до середины ночи сидят в интернете.

– В школах предпринимаются все возможные меры, чтобы дети не получали доступа к сомнительному контенту. Но выходы в Сеть с домашнего компьютера или через смартфон мы контролировать не можем. И, конечно, в данном случае ответственность за детей, за ту информацию, которую они там получают, несут родители, – рассказывает директор МБОУ СОШ №98 Галина Павлова.

– Мы очень обеспокоены безопасностью контента в интернете для детей, потому что сегодня гаджеты есть у всех, – говорит заместитель начальника отдела общего и дополнительного образования управления образования г.Воронежа Тамара Минакова. – Любой вопрос, на который школьники не находят ответа, они адресуют в соцсеть. И там обязательно находятся те, кто готов дать «ценный» совет, что может привести ребенка не туда, но отследить эти нюансы не представляется возможным. Опасность в Сети реальна, поэтому мы говорим сегодня о том, что учителя и родители должны действовать по одной схеме. Эта тема требует просвещения, и мы проводим в школах уроки по безопасности в Сети.

ВСЕ ИЗ СЕМЬИ

Большую, пожалуй, даже решающую роль института семьи подтверждают и психологи, подчеркивая, что зачастую причины отрыва от реальности и желание адресовать свои самые сокровенные вопросы в соцсети незнакомцам появляются из-за извечной проблемы отцов и детей, когда дети боятся быть непонятыми родителями и стремятся скрыть свои проблемы от старших.

– Детям свойственно проецировать поведение родителей на себя. Если мама «сидит» в телефоне, то и дочка (или сын) будет так же проводить время. И тут уже неважно, какая это семья – благополучная или нет, это не имеет значения. Но если родители еще и знают, какие могут быть риски в Сети, и умеют отсеивать ненужное, то дети – нет. Необходимо адекватно донести своим детям информацию об этих рисках, – считает начальник отдела социально-психологических практик и сопровождения ТПМПК Центра развития образования и молодежных проектов Любовь Шахова.

Что самое страшное в Сети? Эксперты утверждают, что высок риск вовлечения детей в интернет-сообщества с целью манипуляции (например, сообщество «Синий кит» и т.д.). В последнее время в Сети участились случаи «вербовки» детей, экстремистские случаи. Фиксируются истории с детской порнографией, педофилией, а также кибербуллинг (травля в интернете, которой, по наблюдениям психологов, чаще подвержены девочки).

– В интернете ребенок ищет понимание, тепло и общение. Странички, которые отвечают этим запросам, становятся той самой паутинкой, которая может затянуть его и стать для него угрозой. И вот что интересно: если раньше, чтобы познакомиться с ребенком, маньяк должен был постучать в вашу дверь, то теперь ему это не нужно, он и так сможет увести его. Поэтому в школах нужна психопрофилактика и просвещение, – говорит Любовь Шахова.

ЛОЖНЫЕ ГЕРОИ

Отдельные эксперты полагают, что просвещение необходимо в первую очередь тем родителям, которые совершенно не интересуются интернетом и не понимают его возможностей, а соответственно, не осознают рисков,

либо тем, кто имеет большую разницу в возрасте со своими детьми. Для таких, к слову, в общественной организации «РОСТ» работает программа «Передовые предки», где психологи просвещают родителей. Впрочем, и в любой общеобразовательной школе такой родитель может найти поддержку.

– Мы не можем не говорить о «цифровом разрыве» между поколениями, когда родители не понимают, что их дети, кроме докладов и подготовки к урокам, могут заниматься в Сети и совершенно другими, небезопасными вещами, – уверяет директор МБОУ СОШ №8 Татьяна Родионова. – Но есть и другая история, когда родители не считают интернет злом.

По наблюдениям педагогов, около 80% детей начальной школы сидят в интернете, причем почти не расставаясь с телефонами на переменах, а иногда и уроках. Учителя просят учащихся убирать средства связи в сумки, но те не всегда послушны. Вспоминаются истории, когда учителя из самых добрых побуждений забирали телефоны у детей и клали на учительский стол, но это приводило даже к истерическим припадкам.

– Это самая настоящая абстиненция! Ломка без телефона. Дети с зависимостью уже приходят в начальную школу, но так как она имеет несколько стадий, диагностировать ее сразу нельзя. А абстиненция – это уже высокие степени риска, – говорит Любовь Шахова.

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Родители, пришедшие на круглый стол согласны: проблема есть. И даже если сами мама и папа ставят для себя ограничения по пользованию интернетом, общаются со своим ребенком и имеют с ним доверительные отношения, это не значит, что дети не видят того, что происходит вокруг. Если у соседа по парте телефон круче, то рано или поздно ваш ребенок тоже попросит новый смартфон.

– Я мама четверых детей. Старшему уже 18, и он всегда очень много времени проводил в интернете, – призналась многодетная мама, руководитель женского клуба комплексного психологического центра «РОСТ» Елена Жданкина. – Меня то и дело вызывали в школу. Повлиять на него никак не получалось, дома разрешала сидеть в интернете не больше часа по вечерам, отбирала телефоны – он приносил новые. Приходится проявлять строгость, контролировать.

– Хочу сказать, что бывает и по-другому. Когда дети пришли ко мне в первый класс, мы договорились с родителями, что ученики приходят, отзваниваются родителям и убирают мобильники в портфели. И в течение дня не достают, только когда выходят за порог школы, они могут это сделать. И эта система у нас прижилась. Хотя я очень боялась, что найдется ученик, который будет остро противиться этому, но для них это стало нормой. И если вдруг у кого-то зазвонит телефон, то дети осуждающе смотрят на винов­ника, – рассказывает педагог-психолог МБОУ лицей №7 Елена Бунтова. – И, кстати, мы договорились с родителями, что у всех деток будут кнопочные телефоны, никаких смартфонов.

Но, к сожалению, не всегда сами родители готовы к таким порядкам, какие приняты в седьмом лицее. Часто мамы очень волнуются за детей и звонят им по любому поводу, нарушая образовательный процесс. В психологии это называется гиперопекой, таким родителям советуют проконсультироваться со специалистами, потому что их настойчивость может привести к девиантному поведению ребенка.

Ну а что делать с гаджетозависимостью и рисками в интернете?

– Пусть компьютер стоит в общей комнате. Разработайте с детьми правила пользования компьютером. Проговорите, сколько минут в день, на каких сайтах он может сидеть, по возможности – подконтрольно. Дома можно поставить фильтрацию контента, – говорят специалисты. – Важно также понять, почему ребенок уходит в интернет. Например, если он не популярен в классе, то в Сети он может быть героем. Дети ищут там общение, которого не хватает в реальной жизни. Проводите больше времени со своими детьми, интересуйтесь их жизнью и проблемами. И не только дома. Ходите на родительские собрания, творческие концерты своих детей. Регулярно в школах проводятся лектории с экспертами, которые также учат справляться с этими сложностями, приходите – и слушайте.

КСТАТИ

Сегодня для детей средства информационных технологий – столь же естественная часть среды обитания, как автомобиль, холодильник и телевизор, говорят психологи. Конечно, ноутбук, планшет или смартфон – это очень удобно: там и мультики, и развивающие игры, и образовательные программы. Все включено. Но постоянное сидение в гаджете – это не только риски зайти «не туда». Это неизбежно сказывается на здоровье ребенка. Отмечается, например, что неумолимо растет процент детей, страдающих дисграфией и дислексией: расстройствами, связанными с нарушением письменной речи. Дети с трудом овладевают чтением и письмом. Все чаще звучат голоса, утверждающие, что причиной тому – раннее и чрезмерное увлечение компьютерами. Некоторые психологи наблюдают, что дети, увлекающиеся компьютерными играми, часто страдают аутизмом, у них развивается агрессия, различные страхи и фобии. А педиатры уверены: длительное сидение за компьютером портит зрение и осанку. К тому же не до конца изучено, какое влияние оказывает на неокрепший детский организм компьютерное излучение.

В ТЕМУ

В 121 школе Воронежа работают 104 психолога. В крупных школах – по две ставки, а в некоторых, где учеников мало, штатной единицы специалиста не предусмотрено. Детей из групп риска выявляют в таких учреждениях, как правило, классные руководители и педагоги, прошедшие курсы по психологии. Родители могут прорабатывать проблемные ситуации либо со школьным психологом, если таковой имеется в учреждении, либо обращаться за помощью к другим экспертам – частным практикам или в Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей по адресу: пер.

Славы, 13а (учреждение находится в ведомстве департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области). Бывают случаи, когда только психокоррекции недостаточно, тогда необходимо обращаться к смежным специалистам из сферы здравоохранения.