Газета,
которая объединяет

Клиническое волшебство

В воронежских школах занялись профилактикой детских фобий
Рубрика: Социум№4 (2369) от
Автор: Ирина Лазарева

Пациенты – игрушки, но врачебный инструментарий – настоящий. Просветительский проект «Волшебная клиника доктора Пилюлькина», который общественники предлагают директорам школ реализовать в начальных классах, направлен на преодоление психологических барьеров у детей.

Сюжетно-ролевые игры, в которых приглашенные психологи учат детей не бояться врачей, организуются в Воронеже уже три года и стали весьма востребованными в общеобразовательных учреждениях.

ИГРЫ В КАЖДОМ КЛАССЕ

– Начинали мы с того, что договаривались с отдельными школами о проведении игры в начальных классах, инициатива исходила от нас. О проекте тогда не знали и, возможно, относились к нему с долей недоверия, но мы понимали, что общественная организация должна сначала заработать себе репутацию, – отмечает директор АНО «Психологический центр «РОСТ», практикующий психолог Виктория Квасова. – Только спустя два года на реализацию проекта «Волшебная клиника доктора Пилюлькина» организация получила президентский грант. И вместе с грантом пришли первые жалобы. Они поступили в областной департамент здравоохранения, где мы утверждаем календарный план. Оказалось, что в некоторых учреждениях обижаются на то, что мы не проводим игры у них.

Так что, если раньше психологи от НКО старались охватить как можно больше учеников одной школы, то теперь они намерены проводить занятия в разных учреждениях. Установили для себя «верхнюю планку» – не больше 225 человек в одной школе. На этот максимум могут рассчитывать крупные заведения: такие как гимназия им. Басова, МБОУ СОШ №99, №102 и т.д. Конечно, при условии договоренности сторон. Там, где учеников меньше, и охват будет меньше.

– Как реализуется проект? Мы приходим в школы с реквизитом и переодеваемся в докторов. Сюжетно-ролевая игра напоминает больницу. У нас есть главврач, который регулирует весь процесс, и медицинский инструментарий. Играем в течение одного урока, предварительно обговорив с детьми, кто посещает врачей, кто и почему боится их. У нас есть лор, хирург, стоматолог, психолог. У каждого на столе инструменты. Они настоящие, не игровые, но безопасные – нет острых, колющих и режущих граней. Есть шприцы, капельницы. И дети общаются с каждым доктором и проговаривают свои страхи, потому что основная задача – профилактика фобий, – рассказала психолог Алла Латынцева. – Каждая проблема обыгрывается с врачом на игрушечных пациентах. Школьники переходят от одного врача к другому.

– Часто дети кричат, что боятся уколов или зубного врача. Тогда мы их знакомим с нашими пациентами из волшебного леса, которые тоже сильно боятся докторов, но им нужно сходить на прием. Перед детьми ставится задача – что нужно сделать, чтобы котик, слоник или лисичка все же полечились? Ребята начинают предлагать варианты: погладить, обнять, ласково поговорить, дать конфету. А это и есть инструкция к применению, – добавляет Виктория Квасова.

ВНЕ РАМОК

Психологи от НКО признают, что реакция на врачей у детей бывает самая разная. Иногда они отказываются играть, отходят в сторону и даже плачут. Таких детей стараются постепенно включить в игру: проводят между столами, чтобы показать, что на приеме у врача – не страшно. В одних учреждениях педагоги могут оставить своих воспитанников наедине с психологами, а в других – должны присутствовать.

– К нашим детям другие подходы, – говорит заместитель директора по воспитательной работе Специальной коррекционной школы №31 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Татьяна Мешкова. – Можно программу игры сократить. Или подарок, который обычно вручается в конце, отдать ребенку в начале, чтобы его как-то заинтересовать. Команда «РОСТа» уже проводила у нас занятия, и педагоги всегда присутствуют на них, потому что они знают детей гораздо лучше и может понадобиться их помощь, например, иногда нужно так перефразировать вопрос, чтобы ребенок его понял. Поэтому, возможно, у нас игры проходят вне рамок, но наши ребята охотно идут на контакт.

– Надо сказать, что наши ученики действительно часто посещают врачей, знают предназначение каждого доктора, не боятся их. Но подобные сюжетно-ролевые игры помогают детям социализироваться в обществе, – подчеркнула директор учреждения Наталья Коновалова.

Занятия «Волшебной клиники» планируют провести в этом году в начальных классах школ №5, 80, 2, а также гимназии им. Басова, интерната №9, в учреждениях г.Семилуки и нескольких общественных организациях, оказывающих помощь многодетным семьям.

– В каждом образовательном учреждении есть педагоги-психологи, но наши задачи немного другие. Чтобы делать такие проекты, как у центра «РОСТ», нужно разработать программу, вложить в ее реализацию средства. У меня как школьного работника таких возможностей нет, – говорит педагог-психолог Людмила Шатохина из СОШ №5 им. Феоктистова. – Проблема, связанная с боязнью врачей, существует. И хотя нередко она кажется взрослым маленькой, страх этот в будущем приводит к определенным последствиям. Взрослые люди, если что-то заболело, ориентируются на рекламу. Мы идем не к врачам, а в аптеку.

Доверие к докторам формируется с детства, именно поэтому нужны такие проекты.