Газета,
которая объединяет

Кому повезет?

Движение «Город и транспорт» разъяснило грядущие перемены в схеме транспортной сети
Рубрика: Социум№10 (2375) от
Автор: Артем Ушаков

Лекторий книжного клуба «Петровский» был полон. Места заняли почти исключительно молодые люди, которые пришли послушать рассказ активистов общественной организации «Город и транспорт» о новой схеме транспортной сети Воронежа. Это были в основном студенты воронежских вузов. Но волновало ребят то же, что и их родителей, и дедушек с бабушками: не окажутся ли они в ходе реформы без привычных маршрутов и помогут ли нововведения ликвидировать транспортные заторы и обновить автобусный парк.

ПО ПЯТИЛЕТНЕМУ «КОЛЬЦУ»

– Вопрос изменения маршрутной сети поднимается примерно раз в пять лет, рассказал сопредседатель воронежского отделения организации Юрий Новиков. – Связано это, во-первых, с циклом договорной кампании. И, кроме того, это время, когда в городе накапливаются изменения. 5-7 лет назад точкой притяжения всех воронежцев был Сити-парк «Град». Но к сегодняшнему дню появились новые жилые кварталы и торговые центры. И с левого берега уже вряд ли поедут сюда за покупками – есть альтернатива поближе.

В итоге в схеме появляются неизбежные ошибки. Но работа над ними сама по себе требует длительного времени и немалых усилий. Надо собрать данные, откалибровать их, проанализировать...

В зале сидели несколько студентов, которых привлекали к сбору данных о пассажиропотоке. Сама форма такого «привлечения» породила волну критики, но в итоге, уверили общественники, работа оказалась очень полезной – потому что использовать надо разные источники ради точности.

– Вы нас приятно удивили, – развел руками Новиков. – Сработали гораздо добросовестнее, чем мы ожидали, более того – точнее «роботов»!

Под «роботами» выступавшие подразу­мевали так называемые тепловые карты – обезличенные данные абонентов сотовой сети об их передвижениях по городу. Но на определенном этапе подключаются аналитики, им предстоит в ручном режиме убрать экстремальные и неподходящие для людей решения, которые просчитал компьютер.

ВРЕМЯ ДИСКУССИЙ КОНЧИЛОСЬ

По сути, «Город и транспорт» разъяснял результаты той работы, которую уже провели проектировщики и мэрия Воронежа практически в непрерывном контакте с общественниками. Время дискуссий кончилось, уже в марте надо будет заключать новые контракты с перевозчиками на принципиально новых условиях.

Картограмма пассажирских маршрутов показала, что большинство маршрутов проходят по Московскому проспекту, от памятника Славы до проспекта Труда, по левому берегу, по Ленинскому проспекту. Перевозчику интересно там, где самый большой пассажиропоток. При этом многие окраины лишены маршрутного движения практически полностью.

Автобусы зачастую делают много бесполезной работы. Пример тому – маршрут №90, который в новой сети кардинально оптимизировали.

– Если нормальному человеку надо проехать из Северного микрорайона, например, в Отрожку, он постарается сделать это максимально коротким путем. Везти человека буквой «В» не нужно. Иначе мы будем загазовывать воздух и усугублять пробки.

– У нас будут магистральные маршруты, которые везут максимальные пассажиропотоки и обеспечивают глобальную связанность окраин с окраинами через центр, но делают это по той траектории, которая оптимальна. Они не идут по прямой. Сеть подвозящих, не основных маршрутов была также оптимизирована, она стала плотнее.

В итоге из имеющихся сейчас маршрутов сохраняются 28, ликвидируются 33, изменяются 38. Также будут введены 10 новых маршрутов: 4 троллейбусных и 6 автобусных.

– В целом пересадочность в сети не увеличится, а уменьшится, – уверяет Новиков.

НЕ НАДО ГАЗА!

«Город и транспорт» вырос на борьбе за возрождение воронежского трамвая и троллейбуса. Поэтому докладчики с особым удовольствием говорили о перспективах воронежского троллейбуса.

В построении троллейбусной сети не планируется революции, но плотность вырастет. Вернутся маршруты, которые раньше проходили по улицам Олеко Дундича и Машиностроителей, по ул.20-летия Октября к ВоГРЭСу. При этом количество маршрутов увеличится в 2,5 раза, удлинятся маршруты №7 и 8. На улицы будут выходить по 95 машин в день.

Нашлись в зале и те, кто не разделял энтузиазма общественников: мол, троллейбус – транспорт прошлого.

– Мы подсчитали, что функционирующие в Воронеже 1700 автобусов сжигают столько же топлива, сколько 300 тысяч автомобилей. Мы не поленились запросить данные заправок, провели опрос водителей. Среднее время использования автомобиля составляет 10%, остальное время он стоит с выключенным двигателем. Пассажирский автобус с прожорливым двигателем работает от 12 до 18 часов в сутки. Поэтому чем больше автобусов мы заменим троллейбусами – тем больший вклад внесем в сохранение экологии.

И для большинства собравшихся было новостью, что с прошлого года в России не производятся троллейбусы, не имеющие опции автономного хода. Любой современный троллейбус может ходить на аккумуляторах как электромобиль – по крайней мере, до ближайшего отрезка контактной сети.