Газета,
которая объединяет

Обжалования уходят в интернет

Штрафы с камер разрешат оспаривать через сайт госуслуг
Рубрика: Социум№22 (2387) от
Автор: Александр Нечаев

Еще до начала карантина из-за коронавируса Госдума приняла в первом чтении законопроект, который на удивление попал в общий тренд и настроения последних дней.

Этот проект позволяет гражданам обжаловать через сайт госуслуг «водительские» штрафы, назначенные ГИБДД, судами или другими органами власти на основании данных с дорожных камер. Закон еще не приняли, но это идеальный вариант режима самоизоляции – для того, чтобы высказать свое несогласие со штрафом, не нужно выходить из дома: ответ на жалобу придет также через портал.

Важность закона трудно переоценить и без карантина – возможность просто и легко обжаловать штраф с камеры должна снизить проблему незаконных и нелепых квитанций. Красноречивым примером является история одного краснодарского автовладельца, который решил перевезти сломавшийся внедорожник в другой город на эвакуаторе. Во время поездки эвакуаторщик нарушил скоростной режим, однако камера почему-то считала номер перевозимого авто, и штраф в 500 руб. пришел именно владельцу внедорожника. Интересна даже не сама ситуация (подобное случается сплошь и рядом), а ее итог. Автовладелец обратился к юристам, чтобы обжаловать штраф, и те сказали, что сделают это за 1000 руб. Оказалось, что заплатить дешевле и быстрее, чем тратить силы на отмену штрафа.

Посмотрим на статистику. В 2019 году органы ГИБДД назначили по России автовладельцам и водителям более 142 млн штрафов (из них 120 млн – с помощью камер). Обжаловано было всего лишь около 500 тыс., что составляет 0,35% от общего количества. Сомневаемся, что это реальный процент ошибочных штрафов, потому что даже погрешность приборов выше, просто процедура обжалования сложна и неудобна, поэтому мало кто решается на такой шаг. Кстати, почти половина жалоб была удовлетворена, более 235 тыс. административных дел отменено инспекторами, более 16,6 тыс. – судами, значит, у автовладельцев есть реальные поводы для жалоб.

Как технически заработает новый закон, пока непонятно, определена лишь общая схема. Нужно будет авторизоваться на сайте госуслуг (естественно, перед этим нужно там зарегистрироваться), откуда под своим аккаунтом отправить жалобу в ГИБДД, суд или в другой орган. Естественно, нужно приложить доказательства невиновности, например, фотографии, показания свидетелей или съемку видеорегистратора.

Казалось бы, в ГИБДД должны быть против такого закона, ведь жалоб, очевидно, станет больше и придется проводить больше проверок, но в ведомстве на удивление его поддерживают: если основная часть автовладельцев пе­рейдет на электронную форму эпистолярного жанра, то нагрузка на отделения снизится, а кроме того, ведомство сократит почтовые расходы. Сегодня в полиции тратят по 6 млрд руб. в год на рассылку штрафов, и с учетом работы в интернете сумму можно значительно снизить.

Казалось бы, если закон всем выгоден, то в чем же проблема? Как обсудили сами депутаты, палки в колеса могут начать вставлять владельцы камер, которые получают процент от штрафов. Не секрет, что нередко камеры фотофиксации – частные, купленные не на деньги бюджета. Прямо на заседании Госдумы одним из депутатов было озвучено, что участвующие в таких схемах компании, как правило, возглавляют «бывшие сотрудники ДПС, как минимум подполковники, а может, и генералы», имеющие административный ресурс и влияние, чтобы «рубить» жалобы. Правда, есть надежда, что если на уровне Госдумы закон будет принят, то и в дальнейшем проволочек в его работе должно возникать немного.

КСТАТИ

После принятия закона авторы планируют предложить еще один, который позволит оспаривать местные штрафы за парковку, что для Воронежа должно быть очень актуально. У таких штрафов другая юрисдикция, поэтому для них нужно прорабатывать иной механизм обжалования. Но такой шаг мог бы сделать жизнь автовладельцев заметно легче.