Газета,
которая объединяет

Игрушка не прокормит

Почему забываются гончарные традиции
Рубрика: Хобби№30 (2395) от
Автор: Ирина Лазарева

Примитивна и неказиста, но – попробуй слепи. Так свой рассказ об истории глиняной карачунской игрушки начинает народный мастер Воронежской области Галина Котельникова. Сегодня техникой создания уникальной игрушки владеют единицы, хотя еще полвека назад такими навыками обладали десятки гончаров из Рамони.

БЕЗ РОСПИСИ И ИЗЫСКОВ

Творить Галина Котельникова привыкла за кухонным столом. Глину она хранит в сарае, но, набрав небольшой мешок, оставляет его на прохладной веранде. Все необходимые инструменты тоже под рукой. Ну а вдохновение этот дом не покидает – у Галины Ивановны собственный музей, в котором представлены игрушки мастеров со всей России – более тысячи экспонатов. У каждого региона, говорит мастерица, своя уникальная роспись.

– Вот, например, лямзинские игрушки. Василий Лямзин посвятил своему ремеслу более 50 лет! Игрушки самые простые, без росписи и изысков, но именно так выглядит традиционная карачунская, – говорит Галина Ивановна. – Ну что сделаешь, если она у нас простая, если так придумали. Игрушка-то наша родилась при монастыре, где не признавали никаких знаков. В большинстве своем ее лепили из красной глины, но и белая была. Ее добывали в селе Карачун, но сейчас там все растащили. Нет памяти у людей.

И тем интереснее получается, что оберегает историю карачунской игрушки в Рамонском районе, который некогда славился изобилием мастеров гончарного дела, приезжая Котельникова. Она перебралась в Рамонь в 1978 году и стала работать на фабрике, где делали свистульки, тогда же узнала про Лямзина, который владел глиняным ремеслом, и напросилась к нему в ученицы.

УРОК НА ПАЛЬЦАХ

– Поучиться у Лямзина мне удалось не так, как хотелось бы. Это были 90-е годы, когда зарплату не давали и добраться до села не на что было. Даже на еду не всегда хватало. Первый раз туда меня повез муж на мотоцикле, и, приехав, мы Лямзина дома не обнаружили – у него закончилась глина, и он пошел траву на луг косить. Жена подсказала, как его найти, и мы отправились туда. Так получилось, что в окружении природы он мне на пальцах показал, как это лепится. Вернулась домой, сразу взялась за глину – и у меня что-то получилось, – рассказывает народный мастер. – Потом несколько раз ездила к нему на мастер-классы, но он по большей части показывал, а супруга Елена объясняла на словах. Василий Иванович был неразговорчив.

Но передать свои умения Галине у него получилось сполна. Сейчас она – постоянный участник фестивалей в разных городах России и в Воронеже, победительница многих из них. Вот именно там за победы в подарок дают работы, созданные местными умельцами. С этого и начиналась многочисленная коллекция Галины Ивановны. Среди экспонатов нашлось место и игрушкам, которые сделала уже ученица Котельниковой Людмила Дедова. Обе мастерицы дают мастер-классы для школьников, популяризируя интерес к глиняной игрушке.

– Дети интересуются лепкой, на занятия очень много желающих приходит. Другое дело, что игрушка уже не кормит. Они занимаются, учатся делать игрушку хорошо, но не готовы посвятить ей жизнь, потому что она требует много затрат, которые потом не окупаются. Сейчас вообще не часто покупают глиняные игрушки и посуду, раньше было больше интереса, – говорит Галина Котельникова. – Раньше приобретали для детей, а теперь для коллекций. Раньше игрушки семьи могли прокормить, глиняная посуда выручала после войны, а теперь нет такого повышенного спроса. Наша задача не потерять эту историю, мы и сами восстанавливаем ее по крупицам. Важно, чтобы и после нас люди не забыли.