Газета,
которая объединяет

Безработица – не приговор?

Что сегодня происходит на рынке труда
Рубрика: Социум№33 (2398) от
Автор: Ирина Лазарева

Пока власти озадачены вопросом поэтапного выхода из ограничительных мер – людей, безусловно, уже сейчас волнует ситуация с ростом бедности и безработицы в стране. Эксперты еще на ранних сроках самоизоляции окрестили эту проблему главным социальным риском: центры занятости физически закрыты, а интернет-портал «Работа в России», куда рекомендовано выгружать резюме тем, кто остался без работы, периодически зависает.

Можно ли в условиях пандемии найти работу, надолго ли хватает заначек, кто в зоне риска, а главное – как выглядит сейчас рынок труда и что ему грозит, разбирался корреспондент «Берега».

КОГДА ВИРУС – СЛЕДСТВИЕ

Жительница Воронежа Екатерина Белоущенко осталась без работы из-за пандемии коронавируса, но, несмотря на обещания о повышенном пособии (в размере МРОТ – 12 130 руб.), получить его пока не может. Увы, Катя трудится в индустрии красоты, и полгода была представительницей так называемого «серого» рынка занятости. Трудоустроившись неофициально, мечтала о «белой» зарплате и, когда такая возможность подвернулась, из прежнего салона ушла, но новый работодатель отказался от обещаний: началась эпоха вируса – и на что содержать нового работника, если парикмахерские закрылись?

– Я ушла со старой работы 26 марта, чтобы устроиться на новую, а 27-го уже объявили нерабочую неделю, а затем и самоизоляцию. В итоге я оказалась в таком положении, что на старую работу не вернуться и на новую не берут, – рассказала Екатерина. – Составила резюме по основной специальности – а я геолог – загрузила его на сайт «Работа в России», жду. На бирже труда назначили пособие в 1,5 тыс. руб. – два раза в магазин сходить. Заначка на исходе, осталось лишь на одну квартплату.

Обратиться в центры занятости сейчас можно несколькими способами – через портал «Работа в России», через учетную запись на сайте центра занятости по месту регистрации (войти можно через портал госуслуг, это будет предложено на сайте) и при личном посещении.

С интернет-ресурсом Катя разобралась быстро, тем более что кроме заявления о присвоении статуса безработного, никаких документов не требовалось. Специалисты бирж труда самостоятельно делают запрос в Пенсионный фонд, где хранятся все данные о трудовой деятельности заявителя.

– Материалы из ПФР к нам приходят в трехдневный срок. Смотрим на дату увольнения – это важно при начислении пособия. Если соискатель был уволен за дисциплинарные нарушения, он не может претендовать на антикризисное пособие. Изучаем сведения о доходах и трудовом стаже соискателя, – пояснила руководитель центра занятости «Молодежный» Анна Звездинская. – В окошке «Обращения» в личном кабинете всегда можно отследить статус заявки – принята в обработку или выполнена, когда вы уже признаны безработным. Это также можно узнать, позвонив в центр.

По информации областного департамента труда и занятости населения, с 8 апреля во всех региональных центрах занятости налажена возможность получения услуг дистанционно. На удаленке можно пройти и перерегистрацию – через портал ЦЗН в личном кабинете или по телефонам горячих линий.

НЕ ТАКИЕ УЖ И ГОРЯЧИЕ?

Для тех, кто не может в силу разных причин воспользоваться услугой ЦЗН онлайн, предлагают упрощенный вариант – звоните и договаривайтесь со специалистами о привычном способе взаимодействия. По предварительной записи в центре занятости вас примут, но дальше входа не пустят: лишь заберут документы, которыми вы располагаете.

В региональном департаменте труда и занятости населения сообщили, что, по данным на 6 мая, около 3,3 тыс. соискателей выбрали за период изоляции очный прием, а на сайте «Работа в России» свои резюме оставили более 13,6 тыс. жителей Воронежской области (уточняется, что 500 из них были отозваны – прим. авт.)

Горячие линии реально работают у ЦЗН «Молодежный» и отдела в Левобережном районе. Дозвониться в отделы Советского, Коминтерновского, Ленинского районов Воронежа, как и на общий телефон ГКУ ВО «Центр занятости населения города Воронежа», очень непросто. Возможно, связано это с большим наплывом звонков.

В соцсетях ЦЗН по Воронежу комментарии закрыты – не уточнить, не узнать.

На общероссийском сайте бирж труда (Центры занятости населения) на любой вопрос, который оставляет соискатель, отвечают – позвоните в центр занятости по месту регистрации...

Хотя, надо сказать, что горячая линия департамента труда по Воронежской области в сфере содействия занятости работает исправно.

ДАЛЬШЕ – БОЛЬШЕ?

В начале марта в органах службы занятости населения Воронежской области в качестве безработных было зарегистрировано почти 11 тыс. человек, на конец апреля – уже 17 тыс., а по данным на 8 мая – более 19 тыс.

Специалисты ЦЗН с наплывом обращений едва справляются – штат-то на это не рассчитан: статус безработного человеку должны присвоить в 11-дневный срок, но пока часто это случается на 13-й. И такие случаи известны не только в Воронеже – общероссийская практика.

– Предприятие, где я работал, прекратило свое существование еще до коронавируса, но заявление о признании безработным я оставил только в конце апреля и до сих пор не получил никакого ответа, – рассказал житель Воронежа Константин Иванников. – А сейчас такая жизнь, что страшно остаться без средств к существованию.

Тем временем глава государства Владимир Путин уже обратил внимание на растущую угрозу: численность официально зарегистрированных безработных увеличилась в два раза по сравнению с началом апреля и достигла 1,4 млн. А сколько тех, кто по другую сторону официального рынка труда? Показатель скрытой безработицы никем не назван.

ЭКСПЕРТНО

Ирина Веретенникова, директор мак­рорегиона Юг компании HeadHunter:

– Количество вакансий в Воронежской области в апреле уменьшилось по сравнению с мартом на 11%. Это объясняется тем, что на первый план для работодателей вышла задача сохранить персонал. Положительной динамики со стороны соискателей в апреле мы тоже не наблюдаем – по сравнению с мартом мы видим снижение количества резюме на сайте на 8%. Это говорит о том, что в текущем кризисе сотрудники, ранее желавшие уйти на другое место, при­остановили его поиски – держатся за ту работу, которая есть. А конкуренция на рынке труда сейчас горячая – восемь резюме на одну вакансию, хотя в стандартной ситуации всего 4-5.