Газета,
которая объединяет

Кукол дергают за нитки

Воронежцам открыли секреты театра марионеток
Рубрика: Культура№35 (2400) от
Автор: Ирина Лазарева

Что общего у Венеры, Петрушки и Шекспира? Поверьте, это не просто солянка. Венера Пуговкина – кукла, принесшая славу известному советскому кукольнику Сергею Образцову. О проделках Петрушки всем нам известно с детства, а придумали этот персонаж бродячие актеры, устраивающие уличные кукольные представления, ориентировочно с XI века. А что касается Шекспира, то в 15 его пьесах есть упоминания о куклах и театре марионеток!

Театр кукол – один из самых сложных видов театрального искусства. Но много ли мы знаем об этом ремесле? Задались таким вопросом и артисты Воронежского государственного театра кукол «Шут» им. В.Вольховского. И во время самоизоляции решили познакомить маленьких и больших зрителей со своими коллегами-куклами, организовав в соцсетях проект «Мастер-класс – театр для вас».

ТРОСТЕВАЯ КУКЛА

Она является разновидностью верховой куклы, получила название из-за наличия тростей, при помощи которых актер управляет ее руками. Чаще всего изображает фигурку человека, реже – животное.

– Внутри куклы, под ее одеждой (чехлом) имеется каркас в виде металлических стержней, на конце которых закреплена подвижная шайба. Крутя ее, кукольник управляет головой персонажа. Шайбы подгоняются индивидуально под артиста, который будет исполнять роль тростевого персонажа. Конструкция такой куклы обязательно должна быть твердой, – объясняет актер Владислав Ефанов.

Учебный материал тростевой куклы называется гапитом. И это просто кукла без чехла.

Тростевая кукла, в отличие от Петрушки, управляется с двух рук. Она может быть любых пропорций и размеров. Часто руки у кукол имеют сгибы во всех сочленениях, а потому они могут повторять большинство движений, свойственных человеку. Несмотря на то, что театр кукол – очень древний театральный жанр, такая кукла появилась только в советских спектаклях. Одними из первых героев, изображенных в виде тростевых кукол, были дедушка Крылов и городовой в «Каштанке». По словам артистов, тростевые куклы могут творить чудеса – у них колоссальные возможности.

– А куда смотрит такая кукла? Туда, куда смотрит ее нос, – говорит Владислав Ефанов. – А еще у тростевой куклы широкие жесты, очень многообразный их набор, это позволяет ей поддержать длинные монологи.

ПЕРЧАТОЧНАЯ КУКЛА

Получила свое название из-за того, что работает с помощью руки актера. Впервые была замечена на Руси у бродячих артистов, устраивающих уличные представления, – тогда все перчаточные куклы называли Петрушками. Исследования родословной этого сборного персонажа, который объединил в себе особенности национального характера – бесстрашие, справедливость, остроту языка и, конечно, веру в победу добра над злом – не велось. Официальное описание этой кукле дал немецкий ученый-исследователь Адам Олеарий только в XVII веке.

– Увидеть перчаточную куклу можно было на ярмарках и балаганах – в местах массового скопления людей. А чтобы там было хорошо слышно актеров, использовали пищики – инструмент, который закладывался за щеку и позволял издавать резкие звонкие звуки, – рассказала актриса Татьяна Ечеина.

Сейчас такие устройства оказались не нужны. В театре кукол «Шут» всего 250 мест, и артисты легко играют с помощью собственного голоса.

В театральных институтах Петрушка считается простейшей куклой, однако сразу на сценических персонажах будущих артистов не учат. Занимаются они на простейших моделях – у которых голова-шарик, ручки и тельце, без затей сшитые из обычной хлопчатобумажной ткани. В тельце находятся патронки – отверстия для пальцев кукловода.

Чуть сложнее в вождении перчаточная кукла с «секретом». Она отличается тем, что на подбородке у нее закреплена леска, которая идет через все тело, а внизу располагается колечко. Кукла начинает «говорить», когда кольцо приводит в движение ее рот.

МАРИОНЕТКА

Приводится в движение с помощью нитей, лески, деревянных или металлических прутьев. Подразделяются на штоковые – управляются руки, ноги и туловище; и профессиональные – управляется каждая часть тела, то есть такая кукла открывает рот, поворачивает голову и даже сгибает пальцы.

– Штоковые управляются штоками – нитями, которые продеваются в кольца на ваге. Вагой называется вся конструкция в руке кукловода для управления такой куклой. Поднимая нити, мы заставляем двигаться руки, а приводя в действие деревянное коромысло, которое находится наверху ваги, мы управляем ногами, – рассказал актер Станислав Беляев.

Водит куклу артист, стоя за ширмой и наблюдая за ней сверху.

Марионеток делают из ткани, за исключением рук и ног, которые изготавливают в основном из пластмассы или глины. Впервые появились в Египте и Древней Греции. Эта кукла получила свое название от фигурки Божьей Матери: египетские женщины, бродившие по свету, несли с собой фигурки богов на нитях. Полноценные представления с марионетками впервые стали давать в Италии в XVI веке. Затем интерес к кукле распространился на Францию, а потом на всю Европу.

Кукла-марионетка очень трудна в управлении, иногда один персонаж может управляться двадцатью нитями. Из-за этого о марионетке одно время забыли, перейдя на более простые модели. Тем не менее марионеточный театр жив до сих пор.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Светлана ДРЕМАЧЕВА, арт-директор Воронежского государственного театра «Шут» им. В.Вольховского:

– Наш новый проект «Мастер-класс – театр для вас» мы можем реализовывать, соблюдая меры предосторожности – санитарные и социального дистанцирования. Чтобы снять видео на определенную тему, в театр приходят не более трех артистов. С помощью новой придумки мы хотим поделиться со зрителями секретами нашего закулисья.

На самом деле в онлайн-формат фактически перешла наша традиционная оff-программа, когда мы рассказываем гостям театра о системе кукол, о том, как создается спектакль, как артисты работают с разными видами кукол. Обычно мы приглашаем зрителей на мастер-класс до спектакля, но сейчас, конечно, постановки у нас не идут. Тем не менее мы посчитали важным показать героев наших репертуарных спектаклей, артисты исполняют небольшие отрывки. Это может привлечь новых зрителей и порадует тех, кто очень соскучился по театру. Еще один важный момент в том, что в онлайн-проектах (а до этого мы делали «Театр дома») очень хорошо заметна работа актеров, и для себя я тоже в них кое-что открыла и буду использовать в новом сезоне.

Видео мастер-классов будут появляться каждый день, кроме субботы и воскресенья. Мы будем вести этот проект до ухода в отпуск. Вживую встретиться со своими зрителями мы сможем теперь только в сентябре.