Будущее уже наступило
Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы №88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства «Учитель будущего». Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали «Берегу».
В полуфинале ЦФО от региона оказались пять команд, и только одна прошла дальше. Узнать победителей первого конкурса «Учитель будущего» должны были в конце этого года, но коронавирусная обстановка вмешалась и сюда – финальные испытания отложили на первый квартал 2021-го, и тоже – без точных дат. Воронежская команда тем временем прорабатывает всевозможные кейсы, точные задания участникам неизвестны. Уже миновали этапы тестирования, дебатов, решения кризисных ситуаций и разработки обучающей игры.
Новый конкурс организован в рамках нацпроекта «Образование», основная цель которого, напомним, обеспечить глобальную конкурентоспособность российской школы. Необходимость трансформации школьного обучения признали на самом верху, причем имеются в виду все аспекты процесса: кто учит, чему и как. Воронежские полуфиналисты конкурса уверены, что развитие всегда было приоритетом в их профессии, и теперь пора внести в свою деятельность современные технологии. Но это – не только про дистанционное обучение.
ТАТЬЯНА МАТВЕЕВА: «СПРОСИТЕ РЕБЕНКА!»
– У любой медали есть две стороны, поэтому тот факт, что система образования нуждается в корректировках – это нормально. Но современные проблемы требуют современных решений. Мне в этом отношении нравится фраза нашего президента: «Каменный век закончился не потому, что закончились камни, а потому, что появились новые технологии». Это и стало девизом в моей работе. Образование консервативно, перестраиваться под новые требования тяжело, но это надо делать.
В современном мире важно говорить с детьми о том, что их интересует, за стандартами и нормативными актами мы, как правило, забываем, что работаем с детской душой и растим человека. У него надо спрашивать! В этом постоянном диалоге и будет найдена истина. Не стоит бояться новых технологий, как и того, что дети все больше сидят в гаджетах и девайсах. Нужно придумать, как этим воспользоваться и извлечь из этого выгоду. Телефоны и планшеты должны стать друзьями учителям, чтобы ребенок нам доверял и понимал: мы в курсе, что происходит в его жизни. Тогда мы будем в авторитете.
Придется перестраиваться. Школа, к сожалению, перестает быть монополистом в области знаний: в интернете можно найти все. Так вот педагог должен изменить свою роль, надо перестать быть только ретранслятором, важно стать и тьютором, который сопровождает ученика, помогая справиться с трудностями, и модератором образовательного процесса: подогревать спрос, но не мешать ему. При этом трендов очень много, а что близко вам? Нельзя и себя потерять.
Думаю, учителя всегда в своем времени, их задача – вырастить современного достойного человека.
ЕКАТЕРИНА САФАРГАЛИЕВА: «БРАТЬ В РУКИ ИНИЦИАТИВУ»
– Кто такой учитель будущего, волнует каждого представителя нашей профессии сейчас. Мое мнение – это тот, кто берет инициативу в свои руки, не ждет, когда технологии начнут управлять им. Учитель должен стремиться к новым знаниям, открытиям и быть примером для учеников. Другой вопрос, что педагогам трудно стать таким примером в
цифровой среде, школьники знают там многое лучше нас. В начальной школе, наверное, проще в этом смысле, но все же – гаджеты у всех детей сейчас практически с малолетства. Но я могу брать у своих ребят идеи, например, внедрять учебные задания в компьютерные игры, придумывать новых героев.
Формат дистанционного обучения хоть и был на старте авральным для нас, стал все-таки неким подготовительным этапом к изменениям. Выждать, пока все это закончится, и свернуть всю работу в формате онлайн, уже не получится. Это придется поддерживать на уровне и только расширять свои возможности. Мы живем в VUCA-мире, где все быстро меняется, поэтому инструменты прошлого здесь работать уже не будут. Мел, доска и тряпка – так образование в школах выглядело раньше, а сейчас нужно большими шагами идти вперед, совершенствоваться. Начинать страшно, но у нас уже есть опыт, который показал, что квесты (например, выбраться из комнаты, решив определенные задания), интерактивные игры и тренажеры на различных платформах пользуются большим спросом у детей, им это нравится. Начинает работать такая методика, как «перевернутый класс», когда ребята дома находят то, что им интересно, что-то об этом читают, а уже потом мы обсуждаем тему на уроке.
Не надо бояться этого. Это не дистант навсегда, технологии проникают в нашу жизнь, но не смогут заменить живое общение, особенно в начальной школе. Научить ребенка держать ручку через монитор не получится.
ОЛЬГА ЛИХАЧЕВА: «ПРИНИМАТЬ ВЫЗОВЫ»
– Я о профессии учителя мечтала всегда, но когда была пора поступления в вузы, мне в школе несправедливо занизили оценку, и я резко передумала. Сказала отцу, что не хочу быть таким же учителем, а он ответил: «Так иди и докажи, что не будешь такой». Он бросил мне вызов, и моя работа тоже такая – каждый день бросает мне вызов.
Мы должны готовить детей к современной реальности. Появляется много профессий, с которыми мало кто знаком, поэтому нам важно научиться заглядывать вперед, чтобы подготовить детей к их будущему. Недостаточно быть просто педагогом, который дает знания, мы должны учить коммуникации: как ты говоришь, слушаешь, умеешь договариваться. Поэтому на конкурсе «Учитель будущего» за нами наблюдают не только эксперты, оценивающие наше профессиональное мастерство, но и тренеры.
Развивается цифровая среда, меняется коммуникация между людьми, она меняется и в школе. Если раньше существовала только одна вариация, то теперь разные формы могут быть. Я, например, не против гаджетов на уроках. Уже есть мнение, что телефон – это «третье полушарие» головного мозга ребенка. Сейчас такой объем информации, что запомнить все нельзя. Если раньше учили: «Ты должен знать», то сейчас тенденция к тому, что «ты должен знать, где взять, и уметь выбрать из этого главное». Но давайте не будем воспринимать все буквально. Есть школьная программа, но дети интересуются и сверх нее. Телефон на контрольной – нет, а на уроке, чтобы проверить написание спорного слова, – вполне.
Я думаю, что если ты не самообразовываешься постоянно, то ты не можешь учить других, возможно, поэтому мне переход на дистанционное обучение дался легко. Я уже была знакома со всеми программами и технологиями и что-то применяла в работе со своим классом. Родители относятся к этому спокойно, и я думаю, что к изменениям в обучении готовы и дети, а также многие мамы и папы. Но мое мнение – во всем нужен контроль.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Школы Воронежской области с понедельника, 9 ноября, частично перейдут на дистанционное обучение. Соответствующее решение принял вчера региональный оперштаб по борьбе с коронавирусом.
В структуре отметили: данное ограничение не затронет учащихся 1-4-х классов, которые после окончания осенних каникул продолжат обучение в привычном формате. Посещать занятия станут и представители 5-6-х классов, для которых предусмотрен смешанный вариант: у них будет не более двух дней в неделю очное обучение, а в остальное время им предстоит заниматься дистанционно. Что касается школьников 7-11-х классов, то они полностью перейдут на онлайн-обучение.
При этом интернаты продолжат работу в очном режиме.
Отметим, что все эти ограничения будут действовать по 22 ноября включительно.