Газета,
которая объединяет

Здесь нам не Европа

Бурное обсуждение возникло в соцсетях по поводу сноса в Воронеже хлебозавода №1 – как будто впервые у нас сносят малоэтажную историческую застройку, чтобы наставить «человейников». Появилась даже версия, что большую часть квартир в наших новостройках скупают в качестве инвестиционных вложений богатые люди из разных городов – а им все равно, на каких местах растут деньги.

Один воронежский историк так прокомментировал для «Берега» эту ситуацию: «Хлебозавод – безусловно, промышленно-исторический памятник. Раньше здесь было много таких памятников или объектов с их признаками, но мы постепенно превращаемся в Иванов, не помнящих родства. Сказано ж классиком: нет будущего у того, кто не знает прошлого».

В городах Европы полно исторических объектов. Их холят и лелеют, а у нас они часто приходят в такой вид, что и сносить не жалко. Отчасти это происходит из-за бюрократического лабиринта. Сначала надо юридически установить признаки памятника у объекта. А потом пройти путь к собственно признанию, и на каждом шагу полно проблем. В случае с хлебозаводом теоретически можно было остановить снос, и губернатор Гусев на прямой линии намекнул на возможные отставки в управлении по охране объектов культурного наследия: чиновники повели себя слишком формально.

А теперь, когда поезд ушел, комплекс зданий паровой мельницы, главный корпус завода, здание крупорушки, служебный корпус и дымовую трубу признали памятником. И даже возбудили уголовное дело по ст.243 (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия – штраф до 3 млн руб. либо обязательные или принудительные работы, либо лишение свободы до 3 лет). Выходит, сносить останки хлебозавода нельзя – и сколько они теперь будут стоять, обезображивая центр города?

А застройщику-снесуну ничего не будет: юридически закона он не нарушил. Когда «Выбор» выкупил территорию и принялся ее зачищать, никаких обременений там не было. А если б были, то вряд ли кто-то вообще стал ее выкупать.