Газета,
которая объединяет

Смешение стилей

Чем запомнился второй фестиваль «RE:Форма танца» в Воронеже
Рубрика: Культура№18 (2479) от
Автор: Ирина Лазарева

Балет и современную пластику объединили на сцене Воронежского театра оперы и балета. В городе состоялся второй фестиваль «RE:Форма танца», на котором показали работы самых востребованных российских постановщиков, творящих в различных стилях и направлениях современного танца.

Программу рассчитали на четыре дня: первый посвятили творческим номерам, показанным на известных фестивалях, второй – образовательной программе, остальные – одноактным балетам.

ЛЕЙТМОТИВ – ВЗАИМОСВЯЗЬ

– Гала-концерт современной хореографии, которым открывали фестиваль, мы назвали «RE:Форма танца. Взаимосвязи», что демонстрирует взаимосвязь нашего форума с другими фестивалями страны. После первой «RE:Формы танца» труппа нашего театра участвовала в фестивале Context, нас пригласили на Мандельштамфест. Хореографы, чьи работы представлены на гала-концерте, были участниками «Золотой маски», – рассказал художественный руководитель театра оперы и балета Александр Литягин.

Имена многих хореографов, чьи работы вошли в гала-концерт, могут быть знакомы воронежскому зрителю. Среди них – артистка балета в танцевальной труппе Воронежского Камерного театра, хорео­граф Ольга Рыжкова; Софья Гайдукова и Константин Матулевский, уже ставившие на воронежскую балетную труппу; Павел Глухов, поставивший два спектакля в Камерном театре. Зрители увидели также работы хореографов Эрнеста Нургали, Игоря Булыцына, Марии Яшниковой и специального гостя фестиваля Марианны Рыжкиной.

Работа Эрнеста Нургали, в которой он представляет мужской дуэт, говорит о невозможности открыто выражать свои чувства в обществе. Визуально эффектный номер наполнен не только красивой хореографией, но и природой этих эмоций. «Астматический этюд» Игоря Булыцына – бессюжетный неоклассический танец, в котором, впрочем, используются «ломаные» балетные элементы. Не­ожиданным образом финальной точкой постановки становится проехавший через всю сцену велосипед.

Очень красивый номер Last с артистами балета Лизой Корнеевой и Максимом Даниловым поставила хореограф, заслуженная артистка России Марианна Рыжкина – специально для концерта «Взаимо­связи». Получилась драматическая история, от начала до конца рассказанная на сцене. Хореограф объяснила использование в названии иностранного слова – оно может означать «последний взгляд», «последний вздох». В своей работе Рыжкина фантазирует на тему последней встречи Отелло и Дездемоны, использует музыку Б.Бриттена. Финальная поддержка выглядит очень изящно, хотя в то же время печально: балерина, словно распятый ангел, висит на спине партнера. В этом номере можно разглядеть не только литературные отсылки, но и современный социальный контекст о насилии.

– Фестиваль «RE:Форма танца» – это возможность попробовать себя в новой пластике, стилистике, с разными хореографами, обменяться опытом с артистами другой лексики, а также почувствовать новые возможности своего тела, – отметила Марианна Рыжкина.

В «Клетке» Ольги Рыжковой немало звуковых акцентов: начавшись под немузыкальный бит, история стала разворачиваться, казалось, под трель падающих капель, рисуя в воображении внутреннюю клетку каждого из нас, борьбу с собой, обстоятельствами. Номер «Сумерки свободы» от Константина Матулевского, который произвел фурор на Мандельштамфесте, вызвал бурные овации и теперь.

ХОРЕОГРАФИЯ ПОД ХОР

Публике представили также три одноактных балета, которые хореографы поставили специально для балетной труппы Воронежского театра оперы и балета. Это постановки «Лета» от хорео­графов Ольги Рыжковой и Олега Петрова, хореографическая сюита по произведениям Гоголя Donem incognitum в постановке Дениса Постоева и Александра Литягина, а также танцевальный спектакль «След» Константина Кейхеля. На закрытии фестиваля станцевала Диана Кустурова в постановке Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского; ее выступление дополнили вокальные партии 24 артистов хора. А хореограф Никита Высоцкий представил современный взгляд на балет Прокофьева «Сказка о шуте, семерых шутов перешутившего», в этой версии станцевали солист Большого театра Игорь Цвирко и прима-балерина «Кремлевского балета» Екатерина Первушина.