Газета,
которая объединяет

Оцифрованное детство

Российский эксперт Роскомнадзора поделился с воронежскими педагогами и родителями правилами медиагигиены
Рубрика: Социум№23 (2484) от
Автор: Ольга Бренер

Цифровой мир все сильнее влияет на сознание, физическое здоровье, характер и судьбу ребенка. Среднемесячный километраж движения пальца, «листающего» смартфон, у подростка сегодня зашкаливает. Cемьи давно уже признали себя заложниками «домашней цифровизации».

Но масштабы распространения цифровой зависимости и ее последствий стали понятны, когда известный российский психиатр, член общественного совета при уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Юрий Афанасьев назвал возрастной диапазон своих «гаджет-пациентов» – от 1 до 79 лет.

Об этом он говорил в Воронеже на встрече с педагогами, психологами и родителями дошкольников и младших школьников в региональном образовательном центре «Орион». В онлайн-режиме к встрече были подключены все районы области. Мероприятие «Медиагигиена – в каждый дом» организовано Советом отцов и детским омбудс­меном Воронежской области, региональным департаментом образования, науки и молодежной политики.

Ключевой тезис Юрия Афанасьева: от гаджетов и интернета в современном мире мы никуда не денемся, поэтому бесполезно и глупо держать и не пущать – а вот приучать ребенка к культуре входа в цифровой мир, к медиагигиене теперь надо в каждой семье. Так в прошлом веке приучали малышей мыть руки перед едой. Своим видением проблем и правил медиагигиены Юрий Афанасьев поделился на встрече в Воронеже.

О СМАРТФОНЕ В КОЛЯСКЕ

– Настораживающая тенденция последних лет, на которую педагоги и родители пока не обратили должного внимания: регистрация детей в социальных сетях на их выходе из детского сада в школу составляет 5 процентов. К окончанию первого класса – уже 80 процентов. Вот с этой статистикой мы должны работать. Что за первый год в школе происходит с детьми, почему они беспрепятственно оказываются в соцсетях? При этом занятия по информационной безопасности начинают проводиться с пятого класса. То есть, когда ребенок «попадает» в интернет, понятие о безопасном поведении у него не сформировано. Поэтому уроки информационной безопасности должны начинаться с первого класса, а профилактическая работа с родителями – во время посещения их детьми детсада.

Последние исследования сайта «Лига безопасного интернета» утверждают, что угроза интернет-зависимости имеется даже для грудных детей. Уже с года родители уверенно дают в руки детям гаджеты, полагая, что это отличный способ отвлечь ребенка, успокоить. Сегодня у грудного ребенка уже появляется реальная опасность формирования такой зависимости. Мама считает, что ребенок еще маленький, ничего не понимает, и ему можно дать компьютер, планшет для успокоения. Эти зависимости тем и опасны, что они социально приемлемы. По сути, мы первое поколение, начавшее бороться с этим, и то благодаря общественникам, которые стали бить тревогу, когда пошли массовые расстрелы в школах, самоубийства, увлечение опасными диетами.

О ЦИФРОВЫХ БОЛЕЗНЯХ

– Термин «нехимическая зависимость» стал всплывать с развитием технических средств. Это достаточно широкое понятие, оно подразумевает не только интернет- и компьютерную зависимость, но и гаджет-зависимость – постоянное приобретение новых технических средств, зависимость от соцсетей, а также шопинг, фанатизм, трудоголизм. Но в России пока не составлена официальная национальная классификация таких болезней. В международной классификации болезней (МКБ-10) нехимические виды зависимости представлены только игроманией, и то пока подразумеваются не цифровые, а лишь азартные игры. Когда лет 10-15 назад

появилась такая проблема, исследователи признали ее расстройством влечений. Но в ближайшее время официальный перечень нехимических видов зависимости, скорее всего, будет расширен.

Сейчас модно говорить о всяких «цифровых болезнях»: цифровом аутизме, цифровом слабоумии, фейсбук-депрессии. Но, раздавая такие ярлыки направо и налево, мы создаем опасное явление – популяризацию медицинских терминов. В результате термин «суицид» – явление само по себе очень опасное – теперь вызывает у подростков улыбку. Быть психически нездоровым становится модным трендом, красивой самопрезентацией. Прийти и всем заявить: «У меня депрессия!». Или: «У меня панические атаки!», или «Уже была попытка суицида». Такая «социализация» опасна тем, что дети начинают копировать поведение больных.

ОБ ИНДУСТРИИ ДИЕТ И СМЕРТИ

– В социальных сетях обнаружены «группы смерти», нацеленные на аудиторию от 3 до 8 лет. Использовался, например, образ любимого детьми мультяшного персонажа феи Винкс. Ребенок читает в Сети инструкцию о том, как встретиться с огненной феей – и следование этим указаниям может привести к трагедии. А создатели подростковых групп смерти заводили аккаунт якобы реального подростка. В один момент там появлялась информация о назначении дня самоубийства, начинался обратный отсчет дней до часа икс. После этого страница пользователя исчезала. Это реальная индустрия смерти, хорошо налаженный бизнес. Ведь заработок в интернете зависит от количества участников сообщества, их активности, регулярного обновления информации в группе.

О «РАЗВИВАЮЩИХ» ИГРАХ

– Многие родители оправдывают интернет-игры дошкольника тем, что они якобы его развивают. На самом деле никакого развития здесь нет – это очередной миф и рекламный трюк. Потому что в развитии ребенка заложен эволюционный порядок: согласно ему малыш от года до шести лет должен развивать моторику, за ней идет развитие речи, а та влечет за собой развитие познавательной сферы. Через моторную реакцию идет запуск отделов мозга, которые отвечают за речь, логическое мышление, память. Так что если ребенок тупо тычет пальцем в телефон или монитор, он не развивается. Дошкольник должен бегать, прыгать, лазать, а не сидеть на месте, развивая два пальца.

О ПРАВИЛАХ КОНТРОЛЯ

– Надо признать, что ни мы, ни наши дети от интернета уже никуда не денемся. Единственный выход здесь – развитие медиакультуры и контроль. Ведь телефонные сим-карты зарегистрированы на родителей, так что элементарно подключить услугу родительского контроля. Это уже ограничит посещение сайтов с играми, порнографией и мошенничеством. Можно установить временные рамки, трафик, но это уже для детей старшего возраста. Вспомните, как часто мы контролируем ребенка, который в течение двух часов учит уроки с компьютером? Достаточно проверить историю и выяснить, на какие сайты в это время он заходил. Можно зай­ти к ребенку на страничку, чтобы узнать, когда он вошел и когда вышел из соцсети. Часто родители говорят, что дети стали значительно «продвинутее» их самих. Но ребенок семи лет не может разбираться в компьютере лучше, чем взрослый. Идите и учитесь! Если ребенок проходит этот путь, то почему бы и взрослым его не осилить!