Газета,
которая объединяет

Оценка – не самоцель

Профсекреты: как заинтересовать первоклассника учебой
Рубрика: Социум№24 (2485) от
Автор: Марина Викторова

Пожалуй, каждый хочет, чтобы его ребенок хорошо учился и с удовольствием делал домашнюю работу. Но часто школа становится причиной семейных скандалов: родители из-под палки заставляют детей учиться, а те со временем теряют всякую мотивацию к получению знаний.

Учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №5 им. К.П. Феоктистова Марина Путилина уверена: корни этого можно отыскать в начальной школе. Как увлечь учебой первоклассника и даже усилить его интерес к обучению в дальнейшем, педагог рассказала в интервью «Берегу». И начинать нужно прямо сейчас!

СЛОЖИТЬ КОЛЛЕКТИВ

– Интерес к учебе начинается там, где ребенку хорошо и спокойно. Поэтому для каждого первого класса перед тем, как посадить ребят за парты, я провожу встречу «Давайте познакомимся» (только в этом учебном году из-за пандемии не получилось). Атмосфера в классе для каждого из них должна быть комфортной, но, как правило, этому далеко не всегда уделяется должное внимание.

Я прошу родителей вместе с детьми подготовить визитки – они могут быть исполнены в любой творческой манере: одни делают ролики, другие – театрализованные представления. Многое на этом этапе зависит и от родителей тоже. Если они становятся моими единомышленниками, у нас складывается коллектив, где каждый – друг каждого.

И в этом, как мне кажется, главная задача первого класса – научить ребят общаться и дружить, быть людьми. Дать знания, конечно, само собой, но умение быть человеком, различать добро и зло не менее важно. Комфортные условия дома тоже играют роль.

БАЛАНСИРОВАТЬ И ИГРАТЬ

– Нагрузка на ребенка должна быть постепенной, нельзя начать требовать от него сразу. Равно как и в «игрушки» весь первый класс проиграть нельзя. Игровые методики нужно вплетать в уроки, потому что детям трудно сидеть все 45 минут и воспринимать новую информацию. Наша цель – чтобы они внимательно выслушали и закрепили.

Мне, например, нравится в конце урока давать им сложную тему на самостоятельное изучение. Этот прием работает в том случае, когда времени до перемены остается мало, а ребята настолько увлечены поиском ответа (а к этому тоже нужно подвести, это не возьмется ниоткуда), что им хочется оказаться в числе первых, кто выполнит задание. И тут я им предлагаю начать с этой темы следующий урок. Детям интересно разбираться с учителем вместе, если им что-то непонятно, но и интересно делать какие-то открытия для себя. Если я умело использовала прием, ребята сами спросят: «А помните, вы обещали, что мы начнем с этой темы?»

К игровой методике можно отнести и тематические уроки, когда мы проводим не просто урок русского языка, а урок русского языка, посвященный теме «День рождения». Берем слово «торт» и обыгрываем его, составляем предложения. Очень им нравятся сказки с продолжением, когда предлагается придумать, что было дальше. Это развивает фантазию и формирует интерес к чтению. Правописание можно популяризировать, к примеру, прочитав ребятам сочинения старшеклассников или выпускников на тему «Школа будущего». Тогда они тоже готовы фантазировать.

Из любого урока можно взять что-то для воспитания, обучения и веселья. Но баланс найти в этом очень трудно. С детьми есть опасность заиграться. Поэтому нужно четко осознавать, в каком направлении мы идем и чего должны достичь. Да, мы играем, но, поиграв, начинаем работать. Мне в этом очень помогает опыт.

БЫТЬ ДРУГОМ

– Мне важно дружить с детьми, мне кажется, что доверительная атмосфера не только в коллективе, но и с учителем также мотивирует ребенка к учебе. Он должен знать, что в любой ситуации может ко мне подойти, чтобы я объяснила то, что он не понял, или даже чтобы поговорить о личном, поплакать.

Ребенок в первом классе уже должен быть самостоятельным в каких-то вопросах, потому что это тоже мотивирует его к получению знаний, он понимает, что ему интересно. Но самостоятельности нужно обучать на собственном примере, а не просто подойти и сказать: «Убери» или «Ты должен читать каждый вечер».

Считаю, что этот навык нужно формировать как в семье, так и в школе. Но личным примером. Когда я говорю, что нужно держать парты в чистоте, свой стол вытираю салфеткой, и девочки – будущие хозяйки – повторяют за мной. Мальчиков мы просим поднимать стулья, это мужская работа. Но сейчас нередко так балуют сыновей, что даже в первом классе можно заметить, как девочки бросаются выполнять мужскую работу. Попросишь стульчики поднять – первыми вызываются девочки. Я стараюсь разграничивать женское и мужское начало.

На мой взгляд, это не очень грамотное решение, когда мы в первом классе берем у родителей разрешение на общественно-полезный труд. Он же предполагает дежурство в классе – вытереть доску, цветы полить. Это же ребенок сделать может! Тем более в начальной школе дети очень хотят все это делать, они хотят помогать, следят за тем, кто дежурит. И если уж в этот период их оградить от такой простой работы, то в будущем они совсем ничего не захотят делать. И уже ни личный пример, ни авторитарный метод не дадут результатов.

Так что делать надо вместе, всегда быть рядом. Не наставником свысока, а другом и помощником.

НЕ ТРЕБУЙТЕ, А ПОМОГАЙТЕ

– В первом классе мы не задаем детям домашнюю работу, но мы можем ее рекомендовать к выполнению. Мое мнение такое, что любой навык нужно закреплять, в том числе за счет повторения и выполнения упражнений. Первый класс нельзя делать чисто игровым, ведь во втором уже более серьезные требования. Это приведет к эмоциональному напряжению у детей: то он играл, ему ничего не задавали, ему было комфортно, а теперь с него требуют одно, другое и третье. Дети должны понимать, что от ступени к ступени им будет тяжелее, но интереснее.

Иногда родители говорят: «Я вам отдал в школу – учите». А родителям приходится помогать с домашней работой. Ну а как иначе? Родительская функция заключается не только в том, чтобы одеть, обуть и накормить, но и в том, чтобы воспитать. Посмотрите их тетради, проверьте, сделал ли ваш ребенок домашнюю работу, это же не так сложно. Дети должны чувствовать, что вы их контролируете, что вам не все равно. Но опять же, все должно идти от любви. В моей практике были случаи, когда школьникам говорили: «Я для тебя все, поэтому ты мне должен…» Ничего вам ребенок не должен! Это вы должны помочь ему, а не отстраняться от него.

И еще мне кажется важным напоминать родителям о том, что оценка не показывает знания. Оценка не должна быть самоцелью. Оценка может быть стимулирующим фактором, но это учительский инструмент: я могу завысить отметку, поняв, что ребенок очень старался, а другому – наоборот, если вижу, что он расслабился.