Газета,
которая объединяет

Уберечь и предостеречь

В Воронеже обсудили проблемы буллинга и подросткового суицида
Рубрика: ЧП/Криминал№27 (2488) от
Автор: Ирина Лазарева
Тема суицида на протяжении долгого времени была табуирована в нашем обществе. Намеренное непринятие суицидального поведения как проблемы привело к неутешительной статистике.

Как мы уже сообщали в прошлом номере, об этом говорили участники межрегионального семинара «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних», организованного управлением образования и молодежной политики Воронежа совместно с «Центром развития образования и молодежных проектов». На собрании рассматривались причины и особенности суицидального поведения детей-подростков, обсуждались технологии и стратегия помощи.

Устаревшая профилактика

Руководитель отдела сопровождения педагогов-психологов АНО ДПО «Воронежский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» Артур Джакобия рассказал о видах девиантного поведения подростков и профилактических рекомендациях родителям. По его словам, причиной отклоняющегося от нормы поведения детей часто являются взаимоотношения родителей. Капризами и двойками в школе подростки нередко хотят помирить маму с папой, которые, к примеру, решили расстаться. Такие ситуации возможно выявить уже на первичной консультации, поэтому эксперт предлагает родителям в следующий раз прийти вдвоем, чтобы попробовать обсудить их межличностный конфликт.

Джакобия уверен, что можно и нужно обращаться к разнообразным инновационным методам, позволяющим влиять на проблему, а также, по его мнению, важно грамотно преподносить информацию о таких негативных явлениях, как алкоголизм и наркомания.

– Запугивание и уговаривание давно не работают. Не стоит говорить детям, что «употребление» – это плохо, лучше говорить, что ЗОЖ – это хорошо, и объяснить почему, – уверен Джакобия.

Не молчи, а говори

Докладчик – психолог БУЗ ВО «Воронежский областной клинический центр общественного здоровья и медицинской профилактики» Елена Чуйкова – обратилась к теме буллинга как форме выражения детской и подростковой агрессии, отметив, что нередко, когда дети не могут «убежать» от проявления буллинга, они выбирают суицид как способ избавиться от травли. Но это – не выход, потому что всегда есть люди, готовые помочь ребятам справиться со сложностями. По данным исследований, которые привела Чуйкова, 63% подростков (из 1057 опрошенных) готовы рассказать о проблеме родителям, если столкнутся с таковой. Но всего 0,5% респондентов сказали о возможном намерении заявить в полицию.

Елена Чуйкова считает, что любая ситуация с проявлением буллинга требует индивидуальной работы, но, пожалуй, гораздо труднее понять, как вести себя тем родителям, ребенок которых оказался буллером (тем, кто травит других). Если буллингом занимается ваш ребенок, говорит Чуйкова, не наказывайте его и не обвиняйте, это может убить доверие между вами, однако пускать на самотек ситуацию тоже нельзя. Эксперт для обсуждения проблемы предлагает разговор на равных.

Нужны нормативы

Начальник отдела социально-психологических практик и сопровождения ТПМПК «Центр развития образования и молодежных проектов» Любовь Шахова отметила, что чаще всего ей приходится работать с ребятами 12-15 лет. Основную причину детского и подросткового суицида специалист видит в слабом институте семьи.

В центре работают по методике «Сигнал» – это психологическая экспресс-диагностика высокого суицидального риска. С января по март у Шаховой было 17 обращений, из которых в 5 случаях диагностировано истинное суицидальное поведение (дети лечатся в психиатрических отделениях), у 5 детей установлено демонстративно-шантажное поведение, еще 7 – с самоповреждениями, хотя изначально запрос, с которым обратились, звучал просто как «повышенная тревожность».

На семинаре своим опытом работы поделились директор ГБУ Центр «СемьЯ» Оксана Драганова из Липецка и педагог-психолог МБОУ СОШ №1 Сергиева Посада Марина Власова. Оксана Драганова уверена, что начинать любую профилактику необходимо с нормативной базы, чтобы можно было понять, как пользоваться прописанными там рекомендациями.

Марина Власова в своей школе разработала комплексный подход к теме профилактики буллинга и суицидального поведения среди несовершеннолетних. С 1-го по 4-й класс, когда дети только учатся понимать мир и взаимодействовать с ним, учителя проводят с ними занятия «Познай себя», где можно научиться как выражать, так и контролировать свои эмоции, лучше понимать и узнавать своих одноклассников. В 5-м классе, когда начинается более серьезная учеба с большим объемом домашних заданий, школьникам, по словам Власовой, тоже нужно помогать. В их школе проводятся занятия «Учись учиться», где прорабатываются вопросы по снижению уровня тревожности. В 6-м классе вводится программа «Этика общения», с 7-го класса – «Конфликтология». Позже обсуждают вопросы профессионального самоопределения.

Марина Власова говорит, что классные руководители стали ее помощниками, да и родители начали внимательнее относиться к эмоциональному состоянию детей. Также разработана карта наблюдений, в которой напротив наблюдаемой позиции педагоги ставят галочку – был ребенок грустен или весел и пр. Для родителей Марина Власова создала родительские клубы и «Семейную гостиную».