Газета,
которая объединяет

«Отсутствие выбора – большой стимул»

Поэтесса Вера Полозкова – о творчестве, душевных метаниях и новых открытиях
Рубрика: Культура№29 (2490) от
Автор: Марина Хоружая

В Воронежском концертном зале известная поэтесса Вера Полозкова представила на суд воронежцев свою недавно вышедшую книгу «Работа горя» и юбилейную программу, созданную при участии композитора Александра Маноцкова.

По словам Веры Полозковой, книга «Работа горя» собиралась, копилась и «нарастала» семь долгих лет. За эти годы поэтесса успела выйти замуж и развестись, родить троих прекрасных детей, узнать, что такое предательство и восхититься щедростью человеческой души, потерять близких, расколоть и заново собрать по частям картину мира… Это была жизнь, полная душевных метаний, переживаний, открытий. И такой же философской и жизненной вышла ее книга, стихи из которой воронежцы слушали, затаив дыхание.

ЛУЧШИЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

– Вера, недавно вам исполнилось 35 лет. Вы как-то отметили это событие или многодетным мамам не до этого?

– Мне позвонила моя подруга Юля и спросила: «Что мне для тебя сделать?» Я ответила, что шесть лет не отмечала день рождения в Москве и мне, наверное, этого хотелось бы. Хотя я вообще не представляю, что для этого требуется, и не смогу приложить какие-то усилия. Кроме того, в этот момент мне нужно было переехать с одной квартиры на другую, а переезд отнимает кучу сил и времени.

Я забыла об этом разговоре. А спустя неделю, в свой день рождения, отправилась в гости к своим хорошим друзьям – актеру Толе Белому и его супруге Инне Москвичевой. Когда открылась дверь и меня встретила Чулпан Хаматова, я была в шоке. Потом увидела еще множество знакомых лиц. Этих людей я не чаяла встретить всех вместе даже на каком-то большом празднике, не то что на своем дне рождения. Там даже был удивительный человек, бард Алексей Иващенко. Мы вместе выступали, исполняли песни, которые мы написали, но позвать его на свой день рождения мне бы и в голову никогда не пришло – слишком высокий ранг для меня. Там был Мирон Федоров, известный всем как рэпер Oxxxymiron, Миша Козырев… Это все люди, которых я люблю и знаю, но увидеть их всех вместе не ожидала. А закончилось все тем, что около 12 ночи зашел Леонид Агутин с цветами, сел за рояль и спел мне «Я буду всегда с тобой».

Это был чудесный день рождения. Возможно, лучший в моей жизни.

«ОЧЕНЬ КЛАССНЫЙ СТИМУЛ!»

– Вера, глядя на вас, нельзя не восхититься вашей силой духа. Поэт – не самая высокооплачиваемая профессия, и тем не менее вы отважились родить троих детей и поднимать их в одиночку. Скажите, тяжело ли вам далось такое решение?

– Безусловно, если бы мне пришлось осмысленно выбирать, я бы, конечно, никогда не согласилась на такую жизнь. Просто так сложились обстоятельства, и у меня не было особого выбора. На мне оказалось трое детей, которых нужно воспитывать в одиночку, но это еще не все люди, которые целиком зависят от меня. Я также обеспечиваю маму, поэтому мне нельзя упасть, умереть, заболеть, загрустить. Мне нужно очень много всего делать, потому что на мне многое завязано.

Небесных даров, веселья и восторга такая жизнь подразумевает мало. Но я рада, что мне все же это удается, потому что в тот момент, когда жизнь резко развернулась и оказалось, что все это ляжет только на мои плечи, у меня совершенно не было ощущения, что я справлюсь. Я не была уверена, что смогу работать с тремя детьми, что это все осуществимо… Я вообще не очень люблю различные испытания и погружения в какие-то шахты, но теперь мне приходится в 6.30 утра вставать каждый день. Это сегодня мне удалось выспаться, потому что мы ехали в поезде в Воронеж, а так вообще мой рабочий день начинается с семи утра. Когда у тебя много детей, ты должен как-то их распределять, справляться с собой, работать, заботиться о пожилых родителях, которые могут заболеть или что-то может с ними приключиться. И все это одному человеку успевать, конечно же, очень сложно.

– Что помогало справляться? Где вы черпали силы?

– Отсутствие выбора – очень классный стимул. Я же не могла сказать: «Знаете, все это не мое. Дайте-ка мне другую, более удобную и прикольную жизнь!» Да, порой были состояния, когда я понимала, что больше не могу, что я выгорела целиком и полностью. Были состояния, когда из лужи слез, которая натекла на полу под тобой, я не могла встать по нескольку часов. Но Бог дает по силам, вы же это замечали?

Кроме того, друзья спасали – они у меня очень классные. Мне действительно повезло с людьми, которые меня окружают. Они находили для меня слова поддержки, жесты… Муж моей подруги мог по дороге на работу заехать, привезти сковородку с жареной курицей, обнять меня и уехать. Люди понимали, что кормящей матери просто некогда готовить. Иногда даже спать некогда. Пока всех переоденешь, помоешь… Приезжали подруги, занимали чем-то моих мальчишек, чтобы я могла хоть немного поспать. Именно они и моя мама в большей степени помогли мне выстоять в это сложное время.

– А сколько продолжался этот сложный период?

– Два года, и это был кромешный ад! Ад, когда ты разводишься, будучи беременной, делишь вещи, детей, получаешь ежедневно кучу оскорблений в своей адрес. И ты не знаешь, выберешься ли живой из этого кошмара, сможешь ли родить здорового ребенка... А потом ты узнаешь, что у тебя год не будет работы. Что ни у кого из-за пандемии не будет работы… Когда Ариша родилась, пандемия только началась и все думали, что это продлится две недели или месяц. Потом оказалось, что весь этот ужас имеет бессрочный статус, и ты не знаешь, когда вернешься к работе и вернешься ли. Слава Богу, что все стало возвращаться на свои места. Когда я закончила книгу «Работа горя», моя жизнь тоже потихоньку стала меняться в лучшую сторону.