Газета,
которая объединяет

Атрибутика и смысл Пасхи

Как готовиться к главному празднику православных христиан
Рубрика: Социум№29 (2490) от
Автор: Наталия Осадчая

Через несколько дней весь православный мир отмечает главный праздник христианства – Пасху. В чем смысл воскресения Христова, как влияют события двухтысячелетней давности на современного человека и как православные должны готовиться к этому дню, «Берегу» рассказал ректор Воронежской духовной семинарии иерей Роман Ткачев.

«БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ РАДОСТИ»

– Праздник Пасхи связан с приходом на землю Сына Божьего, Его смертью и воскресением. Для чего все это?

– Коротко на этот вопрос не ответишь. Апостол Павел пишет, что «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна».

Господь пришел в этот мир, чтобы вернуть людей к той цели, ради которой мы и были созданы. «Бог создал человека для блаженства – и именно в Нем, через живое с Ним общение», – говорит святитель Феофан Затворник. Достичь этого можно только через единение с Создателем.

Смерть – наказание человека за грехи, изначально человек создавался бессмертным. Но, введя первых людей во грех, дьявол приобрел власть над ними и низводил во тьму ада всякого человека – всех, даже праведников.

Господь, будучи безгрешным, берет на Себя грехи всего мира, чтобы исцелить в конечном итоге человеческую зависимость от греха, проклятия за грех и смерти.

Сейчас начались Страстные дни, время, когда мы вспоминаем и молитвенно сопереживаем последним дням земной жизни Господа Иисуса Христа, Его страданиям и распятию, Его смерти. Мы вспомним и один из трогательных сюжетов, где Господь молится в Гефсиманском саду, чтобы Его миновала «чаша сия», потому что как человек Он не хочет умирать, но идет добровольно на это, чтобы Своею смертью умертвить смерть.

Теперь я хотел бы обратить внимание на очень важный момент – что происходит с Господом Иисусом после того, как его человеческое естество умирает? Господь своей человеческой душой спускается в ад, чтобы Своей Божественной властью лишить его силы и вывести души праведников в рай.

Существует смерть духовная и физическая. Смерть физическая – в отделении души от тела. Смерть духовная заключается в отделении человека от Бога. Господь приходит, чтобы разрушить власть смерти в обоих смыслах.

Величие праздника Пасхи в том, что Христос воскрес из мертвых, победив смертью смерть и дав жизнь мертвым. А если Он воскрес – значит, все, чему Он учил, – истина, как и то, что в последний день истории мироздания все по Его слову воскреснут и предстанут перед Его последним судом.

КОГДА ЧЕЛОВЕК СОЕДИНЯЕТСЯ С БОГОМ

– Как же человек связан со всеми этими событиями?

– Через таинства Церкви. Через Крещение мы получаем отпущение всех грехов. После Крещения совершается второе таинство – Миропомазание, когда происходит нисхождение Духа Святого на человека. И, конечно же, таинство Причастия, когда человек соединяется с Богом. Первоочередная задача Великого поста – подготовить человека через молитву и покаяние к личному переживанию Страстных дней и Пасхальных событий и, конечно же, к приобщению Евхаристии.

– То есть если кто-то не выдержал пост, то не может причаститься? Или же человек просто ничего не почувствует?

– Думаю, что никто не откажет в причастии человеку, который испытывает искренние покаяние и желание приступить к Святым Таинам, даже если в силу каких-то причин он не смог весь пост выдержать. При этом, если человек просто не хотел поститься, не хотел «себе любимому» ни в чем отказывать, то вопрос о целесо­образности Причастия в таком состоянии остается открытым.

Евхаристия (таинство Причащения) – самое важное из семи церковных таинств. Во время таинства происходит единение христиан с Господом. Господь даровал нам это таинство на Тайной Вечере – это была последняя Пасхальная трапеза Иисуса Христа с Его учениками.

До Пасхи можно еще причаститься и в течение всей Страстной седмицы – кроме Великой Пятницы. А для тех, кто хранил пост все установленное время, церковными правилами разрешено без поста подходить к Чаше в дни Светлой седмицы.

– Празднуя Пасху, люди тяготеют больше к внешней атрибутике. Что она несет в себе?

– Духовное и невидимое трудно иногда воспринимается, а вот видимое и осязаемое руками всеми нами воспринимается легче. Обычно в храмы больше всего стекается народу, когда можно унести что-то домой, связанное со святыней – Крещенскую святую воду, освященные вербы, пасхальные куличи и яйца. По любви к нам Бог сделал возможным, что даже бытовая жизнь человека может быть освящена – освящаются дома, машины, продукты. И это очень радостно и важно для всех нас, но это не так важно по сравнению с возможностью освятить свою душу.

Печально, что мы, упуская главное, хватаемся за второстепенное, символическое, а то, что действительно важно, что может помочь изменить жизнь и исцелить душу – нами, к сожалению, не воспринимается так глубоко и сознательно.

Евхаристия есть центр жизни верующего человека. В Евхаристии Бог дарует Себя нам, мы вкушаем Его тело и Кровь как «источник бессмертия» – так поется в церковных песнопениях. Это великое таинство и великий дар, установленные самим Господом и Спасом нашим Иисусом Христом.

– Не могу не задать вопрос о посещении кладбища в Пасхальное воскресенье. Оправдываясь, люди говорят: «Так у нас заведено», «Не пойду – что люди скажут?»

– На Пасху и на Светлой седмице не служится панихида. От Пасхи до Радоницы – это особое время, когда мы прославляем победу жизни над смертью, поэтому – не время скорбеть о смерти. Хотя на Литургии в храме мы поминаем и живых, и усопших.

Если человек не идет в храм, не причащается, а на кладбище идет, получается, что он греха не боится, а мнения человеческого боится. Ведь что такое грех? Это очень просто – все то, что человек делает не по любви к Богу, все то, что человеку вредит или не приносит пользы.

Откуда взялась эта традиция? Я думаю, что когда закрывали храмы, когда власть не приветствовала посещение христианами церквей, люди шли туда, где были установлены кресты, шли к тем, кто ожидает воскресения! Но постепенно произошла потеря и этого смысла.

Радоница, 9-й день по Пасхе – день Пасхальной радости для умерших. Мы в этот день приходим на кладбище, несем Пасхальную весть, радость Воскресения, чтобы и мы – живые – и вместе с нами усопшие разделили радость Воскресения Христова.

«МОЖНО СХОДИТЬ В ХРАМ В ЛЮБОЙ ДЕНЬ»

– Из-за пандемии празднование Пасхи должно проходить с соблюдением санитарных требований. Может быть, лучше остаться дома?

– В храмах соблюдаются все санитарные требования. Христиан, у которых появились симптомы ОРВИ, мы призываем оставаться дома. Что касается остальных, то я не вижу препятствий к посещению церкви.

Есть вероятность, что на Пасху храм при требовании социальной дистанции может и не вместить всех желающих, но сейчас в большинстве храмов вынесены колонки на улицу, поэтому возможность участвовать в богослужении будет у каждого желающего. При этом в такие дни праздничных Литургий бывает несколько за сутки.

Если человек остерегается заразиться из-за большого стечения людей, то возможно, что для такого человека лучше остаться дома и, став возле иконостаса, слушать онлайн-трансляцию и молиться со всеми, используя новые информационные технологии. Это не грех. Кроме того, всю Светлую седмицу в городских храмах будут проводить праздничные службы. Можно сходить в любой день, и в любой день, подготовившись, причаститься.