Газета,
которая объединяет

Бизнес-парадоксы 2020-го

На своем форуме воронежские предприниматели подвели итоги кризисного года
Рубрика: Экономика№30 (2491) от
Автор: Артем Ушаков

Первый форум предпринимателей Воронежа «Бизнес для города» – диалог – «Город для бизнеса» начался с выражения неожиданно бурных эмоций на пленарном заседании.

– Наконец-то мы смотрим не в мониторы компьютеров, а в глаза друг другу, жмем руки, обмениваемся мнениями вживую! – порадовался модератор «пленарки», руководитель сети кондитерских «Варина мама» Евгений Кузьмин.

Эти слова отразили общее настроение, царившее на семи конференц-площадках отеля Marriott. – Даже на пленарном заседании ни пространных отчетов, ни дежурных приветствий не звучало, было живое общение заинтересованных людей. У всех накопилось немало вопросов и предложений. Впрочем, с первых же сообщений стало ясно, что кризис 2020 года оказался на редкость парадоксальным.

ГОРОД ВЫСТОЯЛ, ЛЮДИ СПРАВИЛИСЬ

– По уровню господдержки бизнеса в период эпидемии регион все время держался в топ-10, общий итог – шестое место по России. Потому что поддержка оказывалась по возможности комплексно: кредиты, выплаты, льготы, – рассказал глава департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Сергей Корчевников. – Все меры реализовывались через Центр «Мой бизнес», который в марте-апреле, в пик обращений, работал без выходных и даже приглашал психологов для бесед с предпринимателями. Многие люди приходили просто в отчаянии.

Но профильные службы не ограничивались мерами по спасению того или иного предприятия, работали на развитие, масштабирование опыта. В сфере малого бизнеса реализовано более 30 новых проектов на сумму инвестиций 4 млрд руб. В итоге стала выправляться ситуация с занятостью, восстанавливаются доходы предпринимателей и наемного персонала.

– Еще в 2016 году Воронеж занимал, согласно независимому мониторингу бизнес-климата, 34-е место, а по итогам 2020 года мы стали первыми, – рассказала заместитель главы города Людмила Бородина. – Прекрасно понимаю: какие бы денежные суммы поддержки я ни назвала, они не покажутся достаточными. Но главное – предприниматели не почувствовали себя заброшенными. Арендаторам муниципального недвижимого имущества предоставлялась отсрочка уплаты аренд. Треть кафе воспользовались возможностью открыть летние площадки. Предоставлялись и другие льготы.

Да, число ИП в регионе снизилось. Но появилось дополнительно 11 тыс. самозанятых. Структура малого бизнеса несколько переформатировалась, но Людмила Бородина увидела в этом нормальную тенденцию. Тем более что сократившиеся в числе индивидуальные предприниматели налогов стали платить больше!

КРИЗИС СТОИЛО БЫ ПРИДУМАТЬ?

Сами предприниматели, которые еще год назад исключительно били тревогу, писали письма во все инстанции и даже устраивали отчаянные акции вроде фотографирования в голом виде, сегодня говорили о пережитом спокойно, с трезвым анализом.

Олесе Назаровой, гендиректору ГК «Здоровый ребенок», не повезло – медуслуги не вошли в список пострадавших отраслей. Не тот ОКВЭД. Но при помощи региональной власти половину компаний все-таки удалось обеспечить мерами поддержки: субсидиями на сохранение рабочих мест, безвозвратным кредитом, налоговыми льготами. После вынужденного простоя все предприятия группы возобновили работу. Более того, получили развитие новые направления – медобслуживание на дому, работа с детьми с особенностями развития.

– Реабилитацию таких детей нельзя прекращать, – рассказала Назарова. – Месячный перерыв может отбросить их развитие на год назад. Мы нашли понимание у властей и продолжили занятия с такими малышами.

И, укрепив эти направления, «Здоровый ребенок» кроме Воронежа заработал в пяти других городах – видимо, там, где коллеги не успели оценить вновь открывшихся возможностей.

– Если долгое время стоишь на месте, придумай себе кризис, – сказала Назарова. – Испытания стимулировали нас к поискам, и у многих они оказались успешными.

ЗАЛОГ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ

В перерыве мы познакомились с Александрой Рухая, у которой целых четыре бизнеса: товары для детей, маркетплейс, риелторская деятельность и ее любимое дитя – «Фабрика юных предпринимателей».

Александра заверила нас, что ни одно из этих направлений ее маленького «холдинга» в ходе кризиса фактически не пострадало. Да, на «Фабрике» удалось сохранить лишь 80 процентов учеников, зато она приросла «Клубом юных предпринимателей». Недвижимость «двигалась», а маркетплейс показал четырехкратный рост!

– А детские товары? Это же, кажется, маломаржинальное дело?

– Да ладно вам! В пандемию дети сидели дома, и родители заваливали их разными гаджетами и развивающими играми.

Герберт Ромберг, основатель компании «Международный транспортный сервис», признался, что в связи с падением автомобильного трафика его предприятие начало было испытывать трудности (ну как трудности: замедление роста, которое ранее шло темпами 200 процентов в год), но тут открылись новые возможности: услуги по дезинфекции транспорта. По пять раз в месяц дезинфицировали автомобили сетевых торговых компаний, еще чаще – городской транспорт. Пришлось набирать дополнительный штат – число рабочих мест выросло на 10%.

Герберт – один из первых пяти малых предпринимателей, кто воспользовался услугами областного залогового фонда. В «доковидные» времена фонд давал гарантии исключительно на кредитование крупного бизнеса.

– Я подал заявки сразу в несколько банков, там у служащих глаза округлились: а что, так можно было?

Раньше было нельзя, сейчас можно. Более того, МСП никогда еще не были так доступны услуги по микрофинансированию.

– Когда в начале эпидемии ставка МФО была порядка 10%, мы мечтали снизить ее до 6,5-7%, – вспомнил Сергей Корчевников. – Благодаря помощи федеральных властей она упала до ставки ЦБ – 4,5%. И сейчас при 5% это самые дешевые деньги для МСП.

БОЛЬШАЯ «ТУСОВКА» МАЛЫХ

Серьезный кризис для малого бизнеса в Воронеже фактически завершился. Но некоторые виды его поддержки останутся, видимо, надолго – и это залог лучшего развития в будущем. Для трех сотен участников форума полезно было услышать, как и что получить, к кому, пока не поздно, обратиться.

Но было еще много полезного – дискуссии, семинары, выставки. Аншлаг собрала дискуссия «Туристический потенциал Воронежа». Для нас это пока еще весьма проблемная, но, похоже, стоящая на пороге больших перемен отрасль.

Уровень туристической привлекательности во многом определяет облик общественных пространств – тематическая панельная сессия вызвала много споров о путях «переустройства городской структуры».

Обсудили бизнес-старт­апы, тему «смарт-города», самозанятость, женское предпринимательство и будущее нестационарных торговых объектов.

И нам довелось услышать еще много историй «кризисного роста», о которых рассказ еще впереди.

СПРАВКА

Организатором форума выступил центр «Мой бизнес» при поддержке департамента предпринимательства и торговли Воронежской области и администрации Воронежа.