Газета,
которая объединяет

В матрице сознания

В Воронежском драмтеатре – конфликт физика-лирика и человека-таблицы
Рубрика: Культура№35 (2496) от
Автор: Ирина Лазарева

Грань между эффективностью и человечностью пытался нащупать в своем новом спектакле художественный руководитель Воронежского государственного театра драмы им.Кольцова Владимир Петров. Артисты обратились к пьесе Юрия Суходольского «Все об этом ангеле». Постановка получила название «Серафима». 

ТИПЫ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 

С первой секунды просмотра покажется, что Алексей (Юрий Смышников) – натура несобранная, но он, в отличие от Серафимы (Алевтина Чернявская), и не стремится к тому, чтобы жить по заученной формуле. Для него отступление от графика – норма обыденности, для нее – катастрофа, техническая ошибка, способная привести к сбою системы. И хотя сам Алексей в душе «физик-лирик», работает он компьютерным графиком, и, возможно, от этого к причудам «человека-таблицы» (именно так в спектакле он называет Серафиму) быстро подбирает пароль. 

По словам режиссера Владимира Петрова, эта история очень современная, она показывает разное отношение к жизни. 

– Можно планировать жизнь очень точно и эффективно, без эмоций, а можно позволить себе ошибаться, испытывать эмоции и искать неочевидные пути решения сложных задач. Наш спектакль – это комедия. Он о разных типах человеческой личности и, конечно, о любви, – рассказывает Владимир Петров. 

Постановщик, работая над спектаклем, будто намеренно обращается к противоположностям: начиная с характеров героев и заканчивая сценографией, которую Петров в очередной раз представил без художника, самостоятельно. Дом Алексея – просто холостяцкая берлога, где можно завалиться спать в любом месте, а квартира Серафимы – сплошная матрица, а из-за выводимых с помощью экранов картинок создается ощущение, что ты внутри какого-то зашифрованного кода… 

ДРУГ БЕЗ ДРУГА 

– Это поколение очень мое, – говорит Юрий Смышников о своем герое. – Революции, афганские и чеченские войны, перестройка, кризисы – мы все это пережили. Мои однокурсники после просмотра сказали, что узнали себя и вернулись в то время. 

Алевтине Чернявской воплощать Серафиму было труднее: на первый взгляд в ее образе все – сплошная система и набор заученных штампов, а в глубине скрыта многослойность характера. В ней человечности не меньше, чем в Алексее, просто она это тщательно скрывает. На протяжении спектакля Алексей, возможно неосознанно, пытается ее «расколдовать», а она, решая его проблемы – алкоголь и долги, закрепляет в нем, пусть пока только «эскизно», навыки организованности. 

– Мне кажется, что женщины будут считать, что он был ей больше нужен, а мужчины – что она ему. По крайней мере, мне бы хотелось, чтобы так было, – делится Алевтина Чернявская. 

ПОКОЛЕНИЕ TIKTOK  
И ПОБЕДИТЕЛЕЙ 

Актриса Милена Хорошко, исполняющая роль дочери Алексея, признается: это был настоящий актерский поиск, творческие муки. 

– Мне 27 лет, и я не понимаю поколение TikTok, а моя героиня его представитель. Я не сразу почувствовала, с чего мне начать работу над образом. Мне, думаю, помогло, что до этого у нас в театре состоялась премьера спектакля «С училища», где я играю Таньку, она близка героине из этого спектакля, – рассказывает Милена. – Мы с режиссером решили пойти от внешнего к внутреннему, и я искала, в какой одежде могла бы быть Полина. Я принесла на репетицию штук 20 луков современных девчонок, и Владимир Сергеевич так удивился: «Неужели в этом ходят на улице?» В итоге получился собирательный образ. Полина, как и многие в этом возрасте, ветреная особа, но она очень любит своего отца. 

Обращаясь к пьесе Суходольского, Петров отталкивался от финансовых возможностей театра и зрительских предпочтений. После локдауна ему показалось целесообразным сделать что-то легкое (хотя эту работу легкой тоже не назовешь, мораль режиссер в постановку все же вложил) и на малое число артистов. К тому же новый сезон театр должен открыть грандиозно: на осень запланирована премьера «Короля Лира».