Газета,
которая объединяет

ОСАГО: техосмотр минус

Диагностическая карта станет не обязательной для покупки автомобильной страховки
Рубрика: Социум№42 (2503) от
Автор: Александр Нечаев

Давно в российском автомобильном мире не случалось таких сенсаций: Госдума без особой подготовки, обсуждений и анонсов взяла и приняла поправки к закону «Об ОСАГО». А в них норма, по которой с 22 августа автовладельцам больше не нужен будет документ о прохождении техосмотра при оформлении полиса ОСАГО. В шоке все – и водители, и страховщики, и владельцы станций ТО. Но шок этот приятный, причем для всех участников процесса.

О содержательной части поправок много рассказывать нечего: из списка документов, необходимых для заключения договора «автогражданки», исключается диагностическая карта (ДК), которая выдается по итогам технического осмотра автомобиля. Законопроект вступает в силу 22 августа 2021 года. Впрочем, если у вас страховка истекает раньше – не беда, ведь действие диагностических карт продлили на полгода.

Мотивировка авторов проекта была необычной: они сослались на дефицит пунктов ТО – мол, после пандемии их осталось всего 2 тысячи на всю страну, водителям этого мало, будет дефицит, очереди и всплеск недовольства. Звучит очень странно, особенно учитывая то, что обязанность проходить тех­осмотр и получать диагностическую карту с водителей никто не снимал – она просто для покупки страховки теперь не нужна, а вообще еще может немало попить крови водителям.

Если раньше проходить техосмотр владельцев машин стимулировали обязаловкой при покупке ОСАГО, то теперь на первый план выйдут другие способы. Во-первых, с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет налагаться штраф в 2 тыс. руб., при этом фиксация нарушений будет происходить с помощью камер. Если действительно получится подключить камеры, то волей-неволей всем водителям придется обзавестись диагностическими картами. Именно поэтому мотивировка нынешних изменений выглядит странно: – прохождение ТО перед покупкой страховки вызывает очереди, а вот прохождение ТО для того, чтобы не заработать штраф, получается, нет?

Во-вторых, неизменной остается ст.14 закона «Об ОСАГО», согласно которой у страховщиков сохраняется право регрессного иска к водителю, попавшему в ДТП и на тот момент не имевшему диагностической карты (или истек срок ее действия). Тоже очень даже себе стимул получить диагностическую карту, чтобы потом не возникло проблем.

На первый взгляд, это обмен шила на мыло: для покупки страховки ТО не нужен, но проходить его все равно придется. Хотя в одном нюансе жизнь водителей облегчилась: можно будет свободнее выбирать время посещения пунктов осмотра. Сегодня от обязательной связки ТО – ОСАГО сильнее всего страдают покупатели подержанных машин. Для постановки на учет им обязательно нужно ОСАГО, а для него – диагностическая карта. А на все про все 10 дней – иначе штраф. Теперь можно получать документы уже в произвольном порядке.

В целом все участники рынка очень хорошо отреагировали на поправку, даже представители СТО. У них, с одной стороны, вряд ли станет меньше клиентов (если наличие техосмотра будет контролироваться камерами), а с другой – они рассчитывают на очистку рынка от «посредников», которые тесно связаны с ОСАГО и торгуют диагностическими картами как бонусом к страховке. И уж тем более очень хорошо нововведение сказывается на страховых компаниях, которым теперь одной заморочкой меньше.

То, как быстро и тайно был принят закон, наводит на мысль: а не планируется ли сделать техосмотр добровольным? Это вообще мечта многих водителей-частников! Такие предположения недавно начали озвучивать весьма авторитетные люди, например, глава ГИБДД Михаил Черников. В таком случае все логично – сначала отвязали ТО от страховки, а потом вообще сделали не обязательным. В любом случае будем следить за развитием событий.