Газета,
которая объединяет

«Слушаю и прислушиваюсь»

Лучший воспитатель Воронежа Мария Гаврикова – о том, как понять тех, кто не умеет говорить
Рубрика: Люди дела№46 (2507) от
Автор: Ирина Лазарева

Победителем областного этапа конкурса «Воспитатель года» стала логопед из Воронежа Мария Гаврикова, она представит регион на всероссийском финале. Почему дети плохо говорят и до какого возраста можно исправить речевые проблемы, «Берег» узнал у учителя-логопеда детского сада компенсирующего вида №4.

ВЕРХУШКА АЙСБЕРГА

– Мы привыкли, что логопед – это про «поставить шипящие» и про «выговорить звук [р]». Зачем еще нужен логопед?

– Задачи логопеда гораздо шире, чем общепринятое понимание о них. Проблемы у детей в маленьком возрасте могут привести к сложностям при чтении и письме. Ребенок может писать так, как слышит – по своему неправильному звучанию, к которому он привык. Есть множество случаев, когда речевые проблемы приводили к неграмотности, дислексии и дисграфии.

Я работаю в детском саду компенсирующего вида с детьми с задержкой психического развития. На повестке очень часто стоит вопрос самого запуска речи – дети не могут или же не хотят говорить, и мы должны им помочь. Этот этап может оказаться очень длительным, занять годы, и только потом мы можем переходить к формированию качественных навыков речи, фонетической четкости. Так что постановка правильного произношения – лишь верхушка айсберга в нашей работе.

– А как заставить говорить того, кто не хочет?

– Надо создать условия, в которых ребенок захочет говорить. Это может показаться простым, но лучший способ – игра. Но для каждого она своя; в этом, кстати, проявляется персонификация воспитательного процесса, о которой говорят в последнее время как о тенденции в образовании. Эту игру надо подобрать, но не всегда это возможно, и приходится выдумывать свое. В моей группе, например, есть сейчас ребенок, который очень любит игры про насекомых. Он рисует насекомых; на поощрительных наклейках, которые мы раздаем детям, тоже должны быть насекомые. Я уже изучила огромное число пособий, в которых применялись игры с насекомыми, но мальчику интересно каждый раз новое, поэтому я уже разрабатываю их сама.

– Вы выбрали свою профессию в десятом классе. Как поняли, что именно логопедия – дело вашей жизни?

– Это не было решено в одну секунду. В десятом классе я поняла, что мне интересна тема детства и люди с особенностями в развитии, мне нравилось разбираться в разных психологических аспектах. Наверное, я могла бы стать тьютором для детей с аутизмом, обучать чему-то ребят с синдромом Дауна, к примеру, но на практике в вузе я осознала, что мне интересно разбираться с детскими речевыми проблемами. Я сразу почувствовала, что нахожусь в своей тарелке, мне нравится подбирать ключики для коммуникации с каждым ребенком. Так я попала в систему дошкольного образования.

ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫ

– Не всегда легко понять, что говорят дети, а вам надо построить с ними диалог. Как это удается?

– Ох, это та еще задачка! Со временем нам удается понимать даже тех деток, у которых в запасе совсем мало речевых компонентов, но это тоже не возникает одномоментно. Процесс абсолютного взаимопонимания достигается на протяжении какого-то периода работы. Иногда нам достаточно пары недель, а когда-то нужно и два месяца. Но это только практика, в которой твое внимание четко направлено именно на исследование речевых особенностей. Я просто слушаю и прислушиваюсь.

– Мария Олеговна, но ведь ребенок дошкольного возраста только начинает развивать свои речевые возможности, и, если какие-то слова он не может произнести, запинается, пытаясь их сказать, это норма. Как в таком случае отличить возрастные особенности от «звоночка» о проблеме?

– Считается, что к 5-6 годам у ребенка уже должна сформироваться правильная речь, в том числе ее звуковая сторона. Если вы наблюдаете много повторяющихся звуков у ребенка или он в целом долго не начинал говорить, то этому стоит уделить внимание.

Но в таком случае это уже может быть работа с последствиями. Я бы рекомендовала каждому родителю консультироваться с логопедами, когда ребенку 2-3 года. Речь должна соответствовать возрасту, а родители не специалисты, они не могут увидеть проблему на ранней стадии, а видят, когда в фонетической системе серьезные

сбои, когда ребенок не может запомнить стихотворение или пересказать текст. И таких историй, к сожалению, много.

К тому же нередко сталкиваюсь с непониманием родителей: они всерьез не задумываются, что речевые проблемы в пятилетнем возрасте могут аукнуться в дальнейшем.

– Воспитатели детских садов в последние несколько лет наблюдают резкое снижение уровня речевых навыков у детей, связывая это с активной компьютеризацией. В три года дети могут установить приложение, но не знают, как построить предложение. Вы с этим согласны?

– Да, у технического прогресса две стороны. Здорово, конечно, что есть гаджеты, но их надо правильно использовать. В дошкольном возрасте телефоны и планшеты могут, на мой взгляд, использоваться в образовательных целях, но дозированно. Проблемы с речью появляются не от злоупотребления гаджетами, а от дефицита речевого общения.

– А до какого возраста можно исправить логопедические проблемы?

– Если эти проблемы не связаны с интеллектуальными или неврологическими нарушениями, то достаточно от нескольких месяцев до года, чтобы подправить какой-то звук. Лучше всего этой работе поддаются дети до девятилетнего возраста; чем старше, тем труднее.

– Вы сказали «подправить». То есть исправить дефект на сто процентов нельзя?

– Можно. Если нарушения несущественные и связаны с тем, что ребенок просто недопонял, куда ему надо поставить язык во время артикуляции.

НА ПОДРАЖАНИИ

– Как подобрать хорошего логопеда?

– Встречают по одежке. Если у вас при первой встрече возникла эмпатия, если вам нравится, как логопед говорит, как строит диалог с вами, то это будет свидетельствовать о его профессионализме. Через какое-то время нужно будет уже посмотреть на результаты, которых вы с этим специалистом достигли.

– Можно ли доверять специалисту, у которого есть особенности при произношении?

– Я бы не стала, так как большинство звуков ставится на подражании.

– Вы устаете от своей работы?

– Конечно. Особенно в конце года, когда надо провести диагностику и проанализировать результаты, которых мы достигли. После этого мне нужно отправиться в отпуск на природу, где я могу отдох­нуть и помолчать какое-то время. Логопеды весь учебный год говорят!

– Какие проблемы в системе дошкольного образования требуют незамедлительного решения?

– В регионе есть дефицит кадров, не хватает логопедов, которые работают с детьми с особенностями развития. В Воронеже в педуниверситете отсутствует дефектологический факультет, необходимость в котором назрела. Сейчас специалистам приходится учиться в Курске и Москве, а хотелось бы, чтобы такая база была и в нашем городе.

– Вы уже придумали, чем будете покорять жюри на всероссийском этапе конкурса?

– Подготовка сейчас самая интенсивная, но я уже знаю, что буду делать. Свою программу я никому не раскрываю, это секрет, так как я планирую продемонстрировать некое ноу-хау. Хотя все новое – хорошо забытое старое.