Хлебный шок
Хлебопеки предупредили нас о скором подорожании хлеба на 12%, ссылаясь на резкий рост стоимости маргарина и упаковки.
На воронежского покупателя новость большого впечатления не произвела. В течение последнего года хлеб и без всяких предупреждений верных процентов 15 прибавил. Сущая ерунда по сравнению с пережитым «морковным шоком».
Это раньше была простая цепочка: неурожай – голод – разорение. А теперь, в эпоху глобализации, все сложнее. Плохой урожай – цены поднимаются. Хороший – поднимаются еще выше, потому что наши аграрии научились быстро и ловко перенаправлять зерновой конвейер за границу. Пока поспорят эксперты, пока созреет решение о введении заградпошлин, наш многострадальный фермер купит себе еще один «Порше» со сверхдоходов. С другой стороны, а как не спорить? Тут или сальдо торгового баланса пострадает, или пенсионеры, что тоже, если разобраться, не очень хорошо.
Когда я лет восемь назад впервые брался за тему цены хлеба, мне пекари быстро объяснили: в структуре цены буханки зерно занимает всего 20%. Гораздо значимее тарифы на коммунальные ресурсы, аренду, бензин, логистику и т.п. А еще, плакались хлебопеки, цены на массовые сорта государство регулирует, и переложить повышение на плечи покупателя невозможно. Малому предпринимательству в отрасли пришел, мол, конец.
Но прошел один хлебный кризис, потом другой, третий. Каждый раз все начиналось с предупреждений, продолжалось плачем и завершалось дотациями. Все остались на местах – и крупные хлебозаводы, и семейные пекарни. Последним, конечно, пришлось поработать над ассортиментом – кого выручила мода на экопродукты, кого – пальмовое масло в сдобах.
Разумеется, у меня, как всегда, есть рецепт по преодолению нынешнего хлебного шока. Дорогущая упаковка по большому счету не нужна. В недавние еще времена ее c успехом заменяла палка-давилка, висевшая на веревочке перед хлебными полками. Давишь на буханку – и сразу понимаешь, хлеб свежий или черствый.