Газета,
которая объединяет

Между нами, народами…

Заметки с межрелигиозного молодежного форума в Дагестане
Рубрика: Социум№72 (2533) от
Автор: Ольга Бренер

В начале октября в Дагестане прошел VIII Международный межрелигиозный молодежный форум, который с каждым годом расширяет свою географию по России и всему миру. В этом году в нем приняли участие известные богословы, эксперты, общественные деятели, журналисты от Краснодара до Хабаровска, от Беларуси до Азербайджана, Йемена и Мавритании.

Открывая форум, врио главы Республики Дагестан Сергей Меликов отметил, что событие стало знаковым для многонационального и многоконфессионального Дагестана, но также способствует укреплению мира на всем Северном Кавказе и во многих регионах России.

На этом форуме довелось выступить с сообщением о воронежском опыте диалога и журналисту «Берега».

МОДЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ

Первое впечатление по приезде в гостеприимный и непривычно открытый по нынешним временам Дагестан – эта земля сейчас просто идеальная модель для новой сборки всего земного шара, распадающегося на куски религиозной, национальной и всякой другой ненависти. Например, один из самых древних городов мира и самый древний в России Дербент – настоящее место силы между горами и морем, где несколько тысяч лет бок о бок живут представители 103 национальностей и трех религий – ислама, православия и иудаизма. За всю древнюю историю города здесь не случилось ни одного конфликта на национальной или религиозной почве. Да и сам форум в восьмой раз организован Министерством по нацио­нальной политике и делам религий Республики Дагестан в тесном сотрудничестве с Махачкалинской епархией РПЦ, исламской организацией «Муфтият Республики Дагестан» и организацией иудейских общин Дагестана. Такое органичное взаимодействие и в правительстве Дагестана, и среди всех жителей республики стало альтернативой «веротерпимости» и «толерантности».

ТЕРРОРИЗМ МОЛОДЕЕТ

Однако все оказалось не так просто. А опыт Дагестана в сфере профилактики идеологии терроризма стал ценен скорее своей особой драматичностью.

– В Дагестане мы не понаслышке знаем, что такое терроризм. На стыке веков в терактах мы потеряли около 70 богословов. В них стреляли вероломно, исподтишка. Одного нашего муфтия в 98-м году взорвали вместе с дочерью в машине, когда он подъезжал к мечети перед намазом. Незадолго до этого он публично ответил на угрозы: «Купить меня – денег не хватит. Напугать – не хватит духа». Сейчас терроризм молодеет, и уже не сотни, а тысячи молодых дагестанцев оказались в деструктивной сфере. Если раньше туда вербовали из вузов, то теперь в «спящих ячейках» оказались учащиеся колледжей. По нашей информации, уже выявлены 14-15 летние, которые готовили теракты на Северном Кавказе. Выход, который мы здесь нашли, помимо укрепления силового блока – объединение с органами власти местных духовных лидеров православия, ислама, иудаизма. Когда эти три конфессии объединились с нами, мы провели большую разъяснительную работу среди местных жителей и смогли дать отпор бандформированиям и самой идеологии терроризма на нашей земле. Такой опыт может быть полезен для всей России, – отметил на встрече с представителями религиозных организаций страны замминистра по национальной политике и вопросам религий Дагестана Мурад Шафиев.

ПРО ЯЗЫЧНИКОВ И АТЕИСТОВ

Между тем, по словам главного муфтия Дальнего Востока Рамазана Алиева, сейчас в России теракты и массовые убийства все чаще совершают так называемые безбожники. И как быть с ними?

– А как быть с последователями языческих культов? Например, с родноверами из славянского неоязычества – своего рода славянского ваххабизма. Возможен ли с ними межрелигиозный диалог? – задался вопросом руководитель миссионерского отдела Ставропольской и Невинномысской епархии РПЦ Антоний Скрынников.

По мнению заместителя муфтия Якутии Нурудина Нурудинова, такой межрелигиозный диалог с язычниками возможен и необходим. В Республике Саха он ведется давно с коренными малыми народами.

– Нам пора начинать взаимодействие не только «между собой», но и с представителями неаврамических религий, и с атеистами. Потому что на уровне логики и общечеловеческих понятий наши ценности очень схожи, – отметил духовный лидер самых северных мусульман мира.

В результате этой встречи принято решение на следующий форум пригласить к межрелигиозному диалогу также известных российских блогеров, которые сейчас формируют мнение и настроения в обществе наравне с духовными лидерами.

ВОРОНЕЖСКИЙ ОПЫТ

В рамках форума журналист «Берега» познакомил участников и самих дагестанцев с опытом межконфессионального и межнационального диалога Воронежской области. В том числе – о поэтапном переходе региона от статуса российской столицы ксенофобии к центру мира и взаимопонимания между общинами, о работе областной Нацпалаты. И как этот мир и диалог напрямую связан с миром и диалогом между всеми ветвями политической власти и институтами гражданского общества. Ведь, например, публичное противостояние в начале XXI века воронежской городской и областной власти развивалось в синхроне с экстремистскими событиями. После убийства перуанского студента Воронежского архитектурно-строительного университета Энрике Анхелеса Уртадо молодыми воронежскими скинхедами и открытого выступления на Советской площади лидера национал-социалистического общества Дмитрия Румянцева с призывом «защиты русской земли от кавказоидов и азиатов, невзирая ни на какие законы, с оружием в руках», Воронеж «прославился» на весь мир.

Слом этой печальной парадигмы произошел только со сменой политической власти, а затем с созданием первой в стране областной Национальной палаты при губернаторе. Нацпалата стала эффективным инструментом для восстановления межнационального мира в регионе. Ведь несмотря на моноэтничность региона в целом, где больше 95 процентов населения составляют русские люди, здесь проживают представители 178 других национальностей! Говорили и о взрывах на воронежских остановках, и о «синдроме Максима Панарьина» на примере уязвимости студенческой среды. А также о том, что большой разницы между конфликтами бытовыми и на национальной почве нет, и мы все равно давно уже влетели в эту зону турбулентности. Последняя трагедия с курдами – тому пример.

Предложение на форуме от Воронежа – приглашать на встречи в Дагестан также лидеров русских национальных общественных организаций, которые объединяются для сохранения самобытности русской культуры. Ведь на фоне этнического ренессанса народов России в стране наблюдается явный публичный дефицит русской идентичности. Многих из таких русских активистов стали называть националистами, «дали по рукам», и некоторые действительно ушли в радикалы.

Республиканский замминистра по нацполитике и делам религий Мурад Шафиев нашел воронежское предложение ценным и пообещал его учесть при организации девятого международного форума.