Газета,
которая объединяет

Трудности перевоза

Как в Воронеже решаются проблемы общественного транспорта
Рубрика: Социум№7 (2561) от
Автор: Наталия Осадчая

О проблемах общественного транспорта и путях их решения 27 января шла речь на круглом столе в Доме журналистов. В мероприятии, подготовленном Центром управления регионом, участвовали представители профильного подразделения мэрии, компаний-перевозчиков, операторов безналичной оплаты проезда, ГИБДД и общественности.

НАРУШИЛ РАСПИСАНИЕ – ПЛАТИ ШТРАФ

Заместитель руководителя управления транспорта Максим Захаров рассказал, что управлением совместно с МБУ «Единый оператор городских пассажирских перевозок» ведется ежедневный мониторинг работы транспортных предприятий, и в случае выявления грубых систематических нарушений к ним, согласно условиям контрактов, применяются штрафные санкции.

В 2021 году общая сумма штрафов составила более 4,8 млн руб., а с начала 2022-го – уже более 250 тыс. При этом Захаров обратил внимание, что не всегда несоблюдение расписания является злостным нарушением: в каких-то ситуациях оно может случиться из-за дорожных условий, а в каких-то – из-за образовавшейся проблемы дефицита водительского состава.

ДЕФИЦИТНАЯ ПРОФЕССИЯ

– Пандемия внесла свои коррективы в работу транспортной отрасли. За последний год мы потеряли порядка двухсот единиц «свежего» транспорта, начиная с 2016 года выпуска. Это связано с тем, что физлица, которые привлекаются транспортными предприятиями, являясь и собственниками, и водителями подвижного состава, уходят из отрасли из-за того, что экономическая ситуация не позволяет оплачивать лизинговые платежи и расходы на содержание техники. Наблюдается колоссальный отток подвижного состава и водительских кадров. На каждом автобусе должно работать по два-три водителя. Фактически же, если у муниципального предприятия два водителя на автобус, то у частных, как правило, один. Есть примеры, когда у перевозчиков свои автобусы просто стоят – им некого сажать за руль. И если раньше отток кадров был сезонным – летним, то в период пандемии – системным, – поделился Максим Захаров.

Позднее чиновник озвучил на своей странице в «Фейсбуке» такое решение проблемы:

– Имеющийся дефицит водителей частично может перекрыть увеличение класса автобусов до большой вместимости, а проблемы с соблюдением расписания можно решить за счет увеличения доли муниципального предприятия (ее мы уже увеличили с 8% до 25%, и это не предел). Такие задачи поставлены главой города, и они уже реализуются.

И СНОВА – О ТАРИФЕ

В Воронеже для того, чтобы устранить системные проблемы общественного транспорта, необходимо вновь поднять оплату проезда. Об этом заявил исполнительный директор ТК «Автолайн+» Виктор Натаров. Он посетовал, что сегодня нет возможности платить достойную зарплату водителям.

– Водители имеют дело с большим потоком людей и в большей степени подвержены риску заражения вирусными инфекциями. Часть из них также болеет, а потенциальные кадры не хотят идти в эту сферу, – сказал Натаров, обосновывая причины, почему зарплаты водителей должны быть выше.

Проблемами перевозчиков также являются рост цен на топливо, подорожание запчастей для автомобилей, при этом цена проезда остается прежней, отметил Натаров. Кроме того, перевозчикам необходимо тратить деньги на установку видеокамер в автобусах, а это 150 тыс. руб. на одну машину.

При обсуждении финансовых вопросов представитель транспортной компании АТП-1 Дмитрий Лосев признался, что перевозчики не могут наказать пассажиров за неоплату проезда в общественном транспорте – из КоАП исключена эта норма. Поэтому водителям, если они не проявят настойчивости, приходится возить «зайцев» (о том, к чему может привести такая настойчивость, мы писали в прошлом номере «Берега»).

Впрочем, блогер Виталий Иванищев заметил, что в Воронеже за последние 20 лет пассажиры «научились платить» – жители стали ответственными в этом вопросе, и безбилетники встречаются нечасто.

НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ

Руководитель региональных проектов ООО «СберТройка» Евгения Шпидонова рассказала о старте проекта по установке стационарных устройств безналичной оплаты проезда в муниципальном транспорте. В марте в 259 автобусах пассажиры смогут оплачивать проезд банковской картой через валидаторы.

Валидаторы интересны не только тем, что работают стационарно, но и возможностями осуществлять различные способы безналичной оплаты проезда, например, транспортными картами.

Введение транспортных карт обсуждается в компании, сообщила Шпидонова: «СберТройка» планирует развивать в Воронеже различные тарифы, билетную и абонементную систему.

– Но пока мы не будем забегать далеко. Наша система поддерживает все способы оплаты, – отметила топ-менеджер.

В управлении транспорта добавили, что отдельно вопрос транспортной карты в правительстве области не разрабатывается, однако если компания решит запустить в Воронеже карту, аналогичную московской «Тройке», препятствовать ей в этом не будут.

ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Несмотря на недостатки в работе транспорта, деятельность перевозчиков находится на особом контроле мэрии, а проблемные вопросы прорабатываются в тесном взаимодействии региональных и муниципальных профильных структур и перевозчиков.

– Те изменения, которые были запланированы в системе общественного транспорта – их темпы, к сожалению, по объективным причинам не такие, как планировалось – но сегодня они есть. Может быть, с позиции простого пассажира они не очень видны, но эти изменения произошли и еще будут происходить. Такого внимания к общественному транспорту, как за последние два-три года, не было никогда, – отметил представитель транспортной компании АТП-1 Дмитрий Лосев.

Участники встречи обратили внимание на то, что значительно обновился подвижной состав на городских направлениях, на льготных условиях всего за 4,5 месяца было приобретено 140 автобусов большого класса (120 из них – для муниципального «Воронежпассажиртранса»). Возросла и доля транспорта, приспособленного для перевозки маломобильных граждан. На ряде маршрутов по просьбе горожан увеличено количество подвижного состава и вместимость, внедряются выделенные полосы для автобусов, которые сокращают время поездки в транспорте. Сегодня на городских улицах ежедневно работает около 1000 единиц подвижного состава разной вместимости, совершая более шести тысяч рейсов в день. На магистральных маршрутах, формирующих каркас маршрутной сети и обслуживаемых муниципальной транспортной компанией, дежурные графики выполняются до 23.30 автобусами большого класса.