Газета,
которая объединяет

Разобраться в разборках

Как правильно выбирать и где покупать б/у запчасти
Рубрика: Социум№37 (2591) от
Автор: Александр Нечаев

Вполне очевидно, что российский авторынок ждет ренессанс разборок и торговли б/у запчастями. Поставки новых деталей сократились, а те, что все-таки везут, сильно подорожали – тут не до жиру, лишь бы как-нибудь отремонтировать автомобиль. Покупка б/у запчастей не самый плохой из способов сэкономить, нужно только понимать, что, как и где на вторичном рынке запчастей покупать.

Что покупать

Сразу отказаться от б/у разу­мно в случае расходников. Все запчасти, которые имеют какой-то регламентированный срок службы, весьма странно покупать не новыми. Свечи, ремни ГРМ и вспомогательных агрегатов, жидкости, фильтры – все, что прописано в регламентном обслуживании авто с указанием конкретного срока пробега. Этот срок указан с учетом износа детали, а сколько она прошла до вас, вы знать не можете. Значит – сразу нет.

В эту же категорию мы бы добавили запчасти, которые имеют не фиксированный, но ограниченный срок службы. Прежде всего это подвеска. Да, на шаровые, амортизаторы, рулевые наконечники и прочее нет четких регламентных процедур – их меняют по состоянию, но в большинстве случаев ресурс ходовой части по нашим дорогам не слишком уж и велик. Детали относительно быстро вырабатывают ресурс, и какая его часть уже была израсходована до вас, никто знать не может. В категорию «не покупать б/у» мы бы отнесли и элементы выхлопной системы. Они быстро ржавеют и прогорают – нет смысла их искать на вторичном рынке.

Еще мы бы не рекомендовали покупать б/у запчасти, которые сложно менять. Например, помпу, ролики, сцепление, сальники и так далее. Их ресурс на большинстве автомобилей вроде бы даже и неплохой, но высока стоимость работ по замене, так что покупать новые детали и реже их менять зачастую оказывается выгоднее. На срок службы новой детали может потребоваться две запчасти б/у. За замену платить придется два раза, что сведет экономию на нет.

Но есть и случаи, когда имеет смысл изначально искать б/у запчасти. Их все объединяют два фактора: во-первых, они не имеют определенного ресурса и без механических повреждений могут служить долго, во-вторых, качество оригинала выше, чем аналогов. Самый яркий пример – кузовные детали. Да, на многие машины продают неоригинальную кузовщину, но уже не раз доказано, что заводские элементы, качественно оцинкованные, прогрунтованные и покрашенные, ходят дольше, чем новое китайское железо. Естественно, это актуально для неповрежденных и неремонтированных деталей.

Примерно такая же ситуация с оптикой. Почти всегда за примерно одну цену новый неоригинал светит хуже, чем старая оригинальная фара. Естественно, мы говорим про оптику в хорошем состоянии – с незатертым пластиком, невыгоревшим отражателем, с целыми креплениями.

В третьей категории запчастей покупку б/у нужно просчитывать и сравнивать цены. Сюда мы отнесем такие элементы, как навесное оборудование, элементы салона, радиаторы, проводку, электрические блоки и компоненты, климатические системы. Тут однозначных рекомендаций нет, в каждом конкретном случае мы бы смотрели на стоимость новой детали и б/у, а принимали решение в зависимости от обстоятельств. Иногда подержанная запчасть сильно дешевле, иногда стоит даже дороже нового неоригинала, который все-таки новый.

Такой же подход разумно применять и к сложным деталям в сборе типа двигателя, коробки передач, рулевой рейки, задней балки. Тут вопрос о покупке нового агрегата обычно не стоит, но с покупкой б/у успешно конкурирует капитальный ремонт. Моторы, коробки и прочие сложные агрегаты успешно перебираются и восстанавливаются. Да, это обычно дороже, чем просто купить подержанную деталь, но ресурс после капремонта куда выше.

Где покупать

Основной источник подер­жанных запчастей – это авторазборки. Они существовали всегда, даже в благополучные годы, предполагаем, что теперь их станет гораздо больше. Разборки можно разделить на универсальные и специализированные. Первые разбирают все подряд, вторые работают только с определенными моделями. Для покупателя оба типа имеют свои плюсы и минусы. Сотрудники универсальных разборок хуже знают совместимость запчастей, редко могут что-то подсказать по выбору, менее аккуратно осуществляют демонтаж, но зато у них обычно ниже цены из-за большого объема продукции. Специализированные разборки имеют значительный опыт экспертизы по моделям, аккуратнее разбирают, лучше понимают в совместимости, но цены у них обычно заметно выше. Где покупать? Нужно иметь в виду оба типа разборок, а выбирать, к кому обратиться, по ситуации.

Интересный вариант покупки запчастей – это агрегаторы. У них больше предложений о продаже запчастей от разборок со всей России, что таит дополнительные плюсы. Во-первых, огромный выбор и возможность найти даже редкие позиции, во-вторых, чуть более низкие цены из-за конкуренции продавцов. Но интернет-покупки таят и проблемы. Нужно платить за доставку, есть риск нарваться на мошенников и очевидные проблемы с гарантией.

Наконец, пусть скудным, но источником запчастей являются частные объявления на сайтах типа «Авито» или «Юла». На самом деле не так уж и мало людей, которые или купили запчасти и не стали ремонтировать авто, или ошиблись при заказе, и деталь на их машину не подошла. Встречаются и частники, которые распродают свои машины по частям. Такие объявления – неплохой способ приобрести запчасти по цене ниже магазинных. Правда, тут нужно быть хорошим экспертом по части совместимости деталей, ориентироваться в ценах для торга, уметь самостоятельно оценить качество запчасти.

Как выбрать

Увы, но покупка подержанных запчастей требует выработки навыков в определении их качества. Для каждого типа детали есть свои нюансы, все мы в рамках одной статьи не перечислим. Но в любом случае осмотр нужно начинать с внешнего состояния и проверки элементов крепления. Если с этим проблемы, то от покупки точно стоит отказаться.

Уверенности при покупке могла бы добавить гарантия, но с этим в сфере подержанных запчастей плохо. У частников обычно вообще никакой гарантии нет. У крупных разборок, как правило, какой-то гарантийный срок есть, зачастую это 1-3 месяца, больший встречается крайне редко. Его хватает разве что на то, чтобы установить запчасть и проверить, работает ли она вообще.

Наличие хоть какой-то гарантии – определенный плюс для выбора разборок в своем городе: там обычно проще договориться, да и тратиться на обратную пересылку не нужно.

Итого

Авторазборки и рынок б/у запчастей существовал всегда, владельцы пожилого премиума вообще на них живут. Теперь из-за дефицита и снижения уровня жизни к ним присоединятся и владельцы относительно свежих и бюджетных авто. Б/у запчасти – это не плохо само по себе, ничего позорного или неприятного в их использовании нет, нужно только понимать, в каких случаях есть смысл искать запчасти на разборках, а в каких нет.

кстати

Тройка брендов-лидеров по удорожанию запчастей для кузовного ремонта с февраля:

1. «Форд» (84%);

2. «Субару» (48%);

3. «Мерседес-Бенц» (41%). 

Замыкают ряд «Тойота» (20%) и «Хюндай» (15%).