Газета,
которая объединяет

«Патриотизм начинается с добрых дел»

Директор гимназии им. Н.Г. Басова – о выборе профессии, современных учениках и любви к Родине
Рубрика: Социум№47 (2601) от
Автор: Марина Викторова

В школах подводят итоги учебного года и строят планы на новый. «Берег» встретился с директором гимназии им. академика
Н.Г. Басова Мариной Бочаровой и поговорил с ней о причинах успехов выпускников и будущем, которое их ждет.

Инициатива помощи

– Уже добрая традиция – приходить в гимназию и говорить о ваших воспитанниках. Как сложился этот учебный год?

 – Предыдущие два года были весьма сложными для учителей, учащихся и родителей, так как на тот момент действовали ограничения в связи с пандемией и, само собой, частично с дистанционным форматом обучения. ЕГЭ в этом году сдавали те ребята, которые не прошли через государственную итоговую аттестацию в девятом классе – по тем же причинам. Но все достойно показали себя: средний балл экзамена около 75, очень много тех выпускников, кто набрал 95-99 баллов. Также гимназисты хорошо проявили себя на Всероссийской олимпиаде школьников. И, конечно, мы говорим о достижениях учеников в физико-математических и естественно-научных марафонах, турнирах, соревнованиях.

– Учащиеся, которые приходят в гимназию Басова, в большинстве своем понимают, что здесь придется много трудиться. Почему же к вам хотят попасть?

– Дети понимают, что их успешность в будущем зависит как от учителя, так и их от них самих, трудолюбия и ответственности. Секрета особого нет. Главная цель каждой современной школы – всестороннее развитие личности ребенка посредством как основного, так и дополнительного образования, и одновременного вовлечения ребят в активную волонтерскую деятельность. Они вступают в ряды отряда юнармейцев, ведут активную внеклассную деятельность…

Среди наших учащихся есть волонтеры-медики, которые выступили организаторами сбора гуманитарной помощи беженцам и их детям. Также школьники писали письма поддержки в рамках Всероссийской акции «Письмо солдату» солдатам-участникам спецоперации. И мы получили обратную связь!

Особо хочу отметить необходимость поддержки на муниципальном уровне волонтерского движения, которое в нашей стране в последнее время набирает обороты. Это не только польза, которую молодежь бескорыстно приносит обществу и его членам, но и замечательная школа патриотизма, взаимовыручки и самоотверженности, в основе которой лежат наши традиционные ценности и замечательные черты национального характера россиян.

– Вы считаете, что нужно усиливать воспитание патриотизма в школе?

– Тема патриотизма актуальна всегда, патриотизм – это любовь к родине, а она начинается с любви к тому месту, где родился, и с маленьких добрых дел. Это воспитательная функция – важнейшая составляющая в школах.

Чем больше ребенок будет делать добрых дел, помогать родителям и людям на улице, тем более глубокой и целостной личностью он вырастет. Наши ребята в средней школе уже вполне самостоятельные. Нам не приходится детей уговаривать что-либо сделать и объяснять, почему это надо. А от этого и зависит то, какое будет поколение. Так что патриотическое воспитание – важнейшее направление, и оно должно выражаться не только в формате проведения классных часов, но и в личных встречах с интересными людьми.

Доверие детей

– Главное в школе – образование или воспитание?

– Мы должны так организовать учебно-воспитательный процесс, а по-моему, просто школьную жизнь, чтобы мотивировать ребенка к желанию учиться и быть воспитанным. Необходимо так организовать свой взрослый труд, чтобы ребенок захотел сам учиться. А это уже наш педагогический поиск. Нам нужно понимать, чем дети живут, чтобы быть с ними на одной волне. И, конечно, без семьи, в одиночку, школа не справится.

– В педагогику вы пришли из инженеров. Никогда не жалели, что выбрали именно эту работу?

 – Мне нравилось учиться и нравилась роль мамы-педагога на работе. Когда пришло время выбирать, куда поступать, мама пыталась меня отговорить быть учителем. А в те годы информатику мы уже изучали не только на доске, стали появляться компьютеры. Родители сказали, что будущее за информатизацией, и предложили факультет ПММ. Получилось, но желание работать в школе не покидало. Хотя четыре года я все же отработала инженером. Как-то я узнала, что в одной школе есть ставка лаборанта и 16 часов математики, уволилась и пришла туда. Это был 1994 год.

Школа стала моим вторым домом, я учила детей и параллельно получала профильное образование. Все было: каждый день от руки писала планы, от неудач иногда плакала. Но ни разу не пожалела, что связала свою жизнь со школой.

– Потом вы работали в учебно-методическом центре, а в 2013 стали директором гимназии Басова. Тяжело ли быть хорошей мамой и руководителем одновременно?

– Да. Растила сына. Мне помогали мои родители. Часто думают, что учитель дома все время учит своих детей, но, как правило, когда ты много сил оставил в классе, продолжать работать дома уже не получается. Мама меня не воспитывала назиданиями, я просто видела, как она живет и работает. Я воспитывалась на примере родителей.

Так и с моим сыном было. Он видел, как много я работаю. Больше проводил времени с дедушкой, который научил его всему – от забивания гвоздя до любви к наукам. А мне приходилось быть главой нашей маленькой семьи.

– Помог ли вам депутатский опыт на посту директора?

– Для меня депутатство – это про доверие. Это про служение. Скорее, этот опыт принес мне осознание, что жить надо не только проблемами, а решением этих проблем. Все просто, как в математике. Есть задача, и ее надо решить.

«Чувствовать настроение»

– Какой должна быть школа будущего?

– Государство уделяет большое внимание социальной сфере, в том числе образованию. И в нашем городе совершенно необходимо создание благоприятных условий для реализации национальных проектов. Как известно, в настоящее время идет активная работа в рамках исполнения конкретных мероприятий, связанных, в частности, с развитием системы школьного и дошкольного образования. Много конкретных федеральных проектов уже реализуется школами: «Образование», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда». Школы «завтра» – это школы с уникальным образовательным пространством. Они должны будут превратиться в единые образовательные центры, куда детям интересно приходить, чтобы проводить время.

– Педагог всю жизнь не только учит, но и учится. Чему вас научили дети?

– Детям нельзя врать. С ними нужно быть тонким психологом, чтобы чувствовать их настроение. Если ребенок «съехал» в учебе, не надо его отчитывать перед классом за то, что он не выучил урок, надо постараться понять, какая тому причина. Вот этому дети меня и учат. Они дают мне очень мощный жизненный энергетический заряд. Мне кажется, самое дорогое – это их светящиеся глаза, которые вижу, когда иду по школьному коридору. Если бы в этот момент дети глаза опускали или отворачивались, мне бы пришлось задуматься...

ДОСЛОВНО

Вера Порядина, родитель:

– Педагоги гимназии не только учат, но и воспитывают самостоятельность, ответственность, умение отстаивать свое мнение, отзывчивость, дружелюбие – дают основы того, без чего невозможно стать настоящим Человеком.

Карина Шеина, учитель:

– В гимназии высокие требования: педагоги должны обладать высокой квалификацией, а ребята – стремиться покорять вершины знаний. Но мы имеем результат, которым гордимся: огромное количество выпускников, достигших успехов в жизни. Мне кажется, что самое главное в нашей школе – ее душа.

Варвара Плотникова, выпускница:

– Я училась в гимназии лишь пять лет, но за это время она стала мне вторым домом. Здесь я обрела главные жизненные ориентиры, встретила настоящих друзей и наставников. Гимназия Басова – это большая дружная семья. Большое спасибо всем, кого я встретила на своем школьном пути.