Газета,
которая объединяет

Кровные узы

80 лет спустя новые подробности трагедии Песчаного лога связали воронежцев всех поколений
Рубрика: Социум№63 (2617) от
Автор: Ольга Бренер

В минувшую пятницу воронежцы собрались на траурный митинг на мемориальном комплексе «Песчаный лог». 27 августа 1942 года здесь были расстреляны больные, старики, дети и раненые красноармейцы – все те, у кого не было сил построиться в колонны и под конвоем оккупантов покинуть город. Но все обстоятельства этой трагедии стали прояcняться только в этом году, 80 лет спустя, по мере рассекречивания архивных документов.

Мама, девочка, кукла

В памятном митинге участвовали военные, чиновники различных ведомств, общественники, медработники 7-й городской клинической поликлиники, курсанты, кадеты, юнармейцы.

– Оправдания этим преступлениям быть не может. Важно, чтобы поколения, которые идут вслед за нами, также собирались здесь и говорили об этом. Так мы сохраним нашу историческую память, – отметил, открывая митинг, руководитель городского управления культуры Андрей Харитонов.

В числе присутствовавших – свидетельница эксгумации погибших горожан Любовь Алексеевна Копытина. В освобожденном Воронеже в 1943 году 10-летняя Люба вместе с ровесницами помогала расстилать в траншеях мешковину, на которую укладывали тела для перезахоронения.

– Помню страшную картину в ходе перезахоронения. На земле – тела молодой женщины с маленькой девочкой у нее на руках. А у девочки на руках – кукла. Одна рука у ребенка вывернута как-то чудовищно. На поверхность также подняли останки тел перебинтованных молодых мужчин. Это были тяжелораненые красноармейцы. Мы, взрослые и дети, работали в ходе перезахоронения очень слаженно. И вообще жили тогда дружно. Помню, как молодая женщина переходила реку, но лед по весне 43-го был уже хрупким – она утонула. А у нее – два сына, 4 и 8 лет. Моя мама забрала мальчиков к нам. И они три года у нас жили, – вспоминает в разговоре с корреспондентом «Берега» Любовь Алексеевна.

Прорыв памяти

В этом году произошел новый прорыв в исторической памяти. Только спустя 80 лет стало известно, что в Песчаном логу в основном были расстреляны постояльцы Дома инвалидов. Основная масса жертв нацистов оказалась именно из этого учреждения, заранее созданного оккупационными властями для оптимальной «логистики» по уничтожению мирных жителей. Эти данные появились благодаря рассекречиванию архивов и большой исследовательской работе воронежского ученого-историка, педагога, члена Межконфессионального совета при правительстве области Виктора Бахтина. Ученый продолжает работу в рамках федерального проекта о трагедии мирного населения «Без срока давности».

В этот же день Виктор Бахтин дал публичную лекцию «Новые факты о трагедии Песчаного лога» в филиале областного краеведческого музея «Арсенал».

Лекция началась с просмотра видеофильма о создании Дома инвалидов. Фильм снят при активном участии учащихся гимназии имени академика Н.Г. Басова, студентов ВГПУ при поддержке Воронежского Дома дружбы. Горожане смогли познакомиться с рядом рассекреченных документов из российских и зарубежных архивов. В том числе впервые представлен документ, рассекреченный УФСБ по Воронежской области, с информацией о разработке в генералитете вермахта и реализации плана по насильственной эвакуации жителей Воронежа летом 1942 года.

Еще один новый срез трагедии – история медсестры областной офтальмологической больницы Вороновой, которая взяла под опеку незрячих детей (тоже свезенных в Дом инвалидов), а потом ушла вместе с ними на расстрел и, по сути, повторила подвиг Януша Корчака. Ведь медсестра была молодой и сильной и могла просто уйти из города вместе с другими воронежцами…

А еще за минувший год на территории мемориала появились новые памятники в частном порядке – народной памяти. Один – расстрелянной здесь еврейской семье Вайсбергов, бабушке, дедушке и их внучке Люде. Другой – на противоположной стороне мемориала – Василисе Сазоновой.

– Ровно год назад мы при­шли с коллегами возложить цветы и увидели бабушку, которая вместе с рабочими устанавливала этот памятник. Но она не пошла на контакт. Молча закончила работу и молча ушла, – рассказывает Виктор Бахтин.

Примета времени?

Грустная примета времени – мало воронежцев пришли сюда «своим ходом» почтить память погибших в юбилейную годовщину трагедии. Корреспонденты «Берега» насчитали только двух. Молодую бабушку Аллу Клич – она прогуливалась с внуком рядом в лесу и завернула к мемориалу. А также молодого человека с двумя малышами. Но он оказался супругом сотрудницы УФСИН, которая участвовала в митинге в «коллегиальных» рядах.

– Да, странно. Ведь все уже возвращаются из отпусков, да и студенты, и школьники давно в городе. И прежде людей здесь было гораздо больше, – заметил отец малышей.

– Не все воронежцы еще знают об этом месте. Если вы пройдете по зоне захоронения, то встретите много знакомых фамилий. Я часто обращалась к нынешним носителям этих фамилий – нет ли у них расстрелянных здесь родственников? И многие отвечали, что ничего не знают и даже не пытались узнать, – поделилась известный воронежский эколог член городской Общественной палаты Надежда Стороженко.

– Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» предоставляет депутатам гордумы право принимать закон об учреждении общегородского Дня памяти. Если бы такой день в Воронеже был, то в исторической памяти горожан он был бы закреплен особенно. Сегодня митинг организован управой Советского района. Но это трагедия и боль всего города. А пока низкий поклон тем, кто пришел сюда не по приказу, а по зову души, – говорит Виктор Бахтин.