Газета,
которая объединяет

От классиков до новаторов

Руководитель управления образования Любовь Кулакова – о благородном педагогическом труде
Рубрика: Люди дела№74 (2628) от
Автор: Ирина Лазарева

В профессиональный праздник учителя, который отмечают 5 октября, «Берег» поговорил с руководителем управления образования г.Воронежа Любовью Кулаковой – о людях, с которых начинается успех каждого ребенка, и современных вызовах в системе общего образования.

Формируя мировоззрение

– Что изменилось в сфере образования в новом учебном году? Какие основные вызовы современной школе вы можете назвать?

– В новом учебном году школьная среда претерпела ряд существенных трансформаций.

Каждая учебная неделя в школе начинается с торжественной линейки, на которой поднимается Государственный флаг России и исполняется гимн нашей страны. Значимым воспитательным событием стали «Разговоры о важном» – они проходят по понедельникам первым уроком. Это обширный курс, направленный на формирование мировоззрения, развитие личности. В ходе занятий рассматриваются темы общечеловеческих ценностей, самоопределения, патриотизма.

С начала года во всех школах введена штатная единица советника по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Этот человек формирует единое пространство, являясь проводником между участниками образовательного процесса: учениками, родителями и педагогами. Он – друг, наставник, организатор, модератор креативных идей.

И конечно, одна из приоритетных задач – поэтапное внедрение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.

– Если в школе появился советник по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, чем же тогда будет заниматься завуч по воспитательной работе?

– Завуч по воспитательной работе – это управленец. Его работа заключается в том, чтобы сформировать управленческий цикл и контролировать его исполнение. Советник же ближе к педагогу-организатору или вожатому, он знает изнутри, что происходит в детской и молодежной среде, обеспечивает вовлечение обучающихся в социально-активную деятельность, способствует развитию детского общественного движения на уровне образовательной организации.

«Заиграет новыми красками»

– Воронежские школы хорошо оснащены современными системами обучения, при ведении уроков доступны разные инструменты, интерактив. Как цифровизация меняет школьные уроки и педагогические подходы?

– Действительно, городские школы хорошо укомплектованы оборудованием. В образовательных учреждениях Воронежа системно обновляется образовательная среда, чему во многом способствует реализация национального проекта «Образование».

Так, в рамках проекта «Цифровая образовательная среда», целью которого является создание современной и безопасной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования, школы получают ноутбуки, интерактивные доски, плазменные панели. За годы реализации проекта уже в 115 школах города созданы условия для формирования цифровой образовательной среды.

В рамках проекта «Успех каждого ребенка», который предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, оснащаются современным техническим оборудованием организации дополнительного образования. Сюда приобретается оборудование по новым востребованным направлениям «Робототехника», «3D-моделирование», IT, «Прототипирование».

Современные средства обучения позволяют преподносить материал более интересно и доступно. Например, интерактивный глобус или 3D-принтер сразу приковывают внимание детей. Когда педагог мастерски владеет и классической методикой преподавания, и современными техническими средствами обучения, урок превращается в праздник познания. Любой предмет может заиграть новыми красками.

Локальный дефицит

– В последние несколько лет много усилий направляют на то, чтобы сделать профессию учителя востребованной. Что же представляет собой педагогическое сообщество Воронежа сегодня?

– Средний возраст педагога в Воронеже – 46 лет. Работают в школах опытные педагоги-наставники, и мы очень дорожим этими специалистами, но ежегодно приходят и молодые учителя. Только в этом году система образования нашего города пополнилась 130 молодыми специалистами, выпускниками педагогических вузов и колледжей.

В школах предусмотрен ряд мер поддержки, чтобы молодой педагог сразу чувствовал себя комфортно. Кроме оклада, который в этом году по всей области вырос на 40%, существует премиальный фонд, персональные надбавки, федеральные выплаты за классное руководство. Все это позволяет начинающему педагогу иметь достойную заработную плату. Поэтому в последние годы мы наблюдаем увеличение количества молодых специалистов в педагогической профессии, однако существует локальный кадровый дефицит. Например, учителей начальных классов. В Воронеже есть школы, которые набирают по 10 первых классов!

Ну а в целом школьная кадровая политика у нас сбалансирована: есть профессионалы-классики, готовые передавать опыт, и молодежь, которая видит свое будущее в школе. Это подтверждают профессиональные конкурсы, на которых учителя с удовольствием демонстрируют свое мастерство. И наша задача – не позволить им разочароваться в профессии.

– А что же может случиться?

– Молодой педагог может быть блестящим предметником, но при этом оказаться не готовым к каким-либо ситуациям. Я говорю о составляющей психологического комфорта. Испытывая повседневный стресс в общении, часто сталкиваясь с ситуациями, которые в жизни случаются впервые, молодые педагоги могут прийти к выводу, что профессия им не подходит. Это печально, когда появляется подобное разочарование. И в такой ситуации важно, чтобы в школе был наставник, который поможет преодолеть кризис. Отрадно, что уже через три-четыре года работы молодые учителя показывают отличные результаты на конкурсах профессионального мастерства и делятся авторскими методиками и разработками.

– Организаторы профконкурсов говорят, что, повышая медийность педагогов-конкурсантов, хотят добиться того, чтобы их узнавали на улице. Но надо ли из них делать «звезду»?

– Педагог – одна из самых публичных профессий. И каждый вправе определить для себя меру этой публичности. Одни педагоги в образовательных целях ведут свои каналы, разрабатывают авторские интернет-сайты, активно используют мессенджеры. Другие выбирают меньшую публичность, но тоже являются отличными профессионалами. Повторюсь: учитель должен чувствовать себя психологически комфортно, иначе это приведет к выгоранию.

– Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в профессиональный праздник?

– К каждому педагогу я отношусь трепетно, потому что каждый из них – сильная личность уже потому, что выбрал эту профессию. В праздничный день хочу пожелать всем достижения профессиональных успехов, радости от ощущения нужности и востребованности в своем деле. Пусть каждый день начинается с мечты и желания двигаться вперед!