Того не миновать
Областной департамент по тарифам принял решение о повышении платы за проезд в общественном транспорте Воронежа с декабря. При оплате по карте поездка будет стоить 26 руб. (сейчас – 21), наличными – 28 руб. (сейчас – 23). Точную дату введения нового тарифа власти обещали назвать позднее.
На фоне этой информации администрация города распространила подробное сообщение о ходе реализации реформы общественного транспорта в Воронеже, «которая позволит поэтапно модернизировать всю систему городских пассажирских перевозок в областном центре».
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
В частности, в мэрии перечислили уже реализованные серьезные нововведения в отрасли:
– было начато поэтапное внедрение новой маршрутной сети, сокращены дублирующие маршруты, открываются новые. С учетом рекомендаций ФАУ «РосдорНИИ», мнений общественности и профильных специалистов, озвученных в рамках заседаний рабочей группы, предложений горожан была оптимизирована маршрутная сеть;
– внедрена безналичная оплата проезда во всем подвижном составе, а также дифференцированный тариф для наличной и безналичной оплаты, что способствует выведению отрасли из «серой» зоны экономики;
– сформирован надежный каркас транспортной системы города. Магистральные маршруты закреплены за муниципальным перевозчиком и обслуживаются новыми большими автобусами со стабильным выполнением вечерних графиков до 23.30 – 00.00 (согласно данным системы ГЛОНАСС);
– впервые за долгие годы на ряде наиболее востребованных направлений был увеличен класс подвижного состава (например, в пользу большого класса на маршрутах №6, №8, №21, №49, №63). Открыты новые маршруты с переводом на большой класс №Т17, №32;
– доля муниципального предприятия на рынке пассажирских перевозок увеличилась с 7-8% до 30%. Это означает, что в случае возникновения нештатных ситуаций транспортное обслуживание наиболее популярных (магистральных) городских маршрутов не ухудшится, также предприятие будет способно временно заместить выбывающих частных перевозчиков;
– впервые введена система штрафных санкций за невыполнение перевозчиками контрактных обязательств. За грубые систематические нарушения условий контрактов перевозчики получают штрафы – по 1 тыс. руб. за каждый факт нарушения каждой единицей подвижного состава;
– внедряются выделенные полосы для общественного транспорта, в настоящее время скорость общественного транспорта в период заторовых явлений превышает скорость потока личного транспорта. По итогам анализа функциональности сеть «выделенок» будет расширяться;
– ведется программа обновления подвижного состава, уже существенно обновлен автопарк. За последние три года было приобретено 626 единиц техники разной вместимости.
В мэрии напомнили, что с каждым годом на улицах появляется все больше новых автобусов, отвечающих требованиям современной городской среды.
НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТРАСЛИ
Самый большой шаг был сделан в части обновления автопарка муниципального перевозчика «Воронежпассажиртранс», занимающего сегодня важное место в системе городских пассажирских перевозок (30% рынка, напомним). При помощи федерального и регионального бюджетов в конце 2020 – начале 2021 гг. было обновлено сразу 120 единиц большого класса, которые являются наиболее дорогостоящими среди закупаемой техники. Кроме того, в этом году приобретено еще 63 больших автобуса с системой климат-контроля. Однако на этом обновление подвижного состава не закончилось.
В настоящее время за счет средств регионального бюджета идет закупка еще 69 автобусов большой вместимости перевозчика областного значения ВПАТП №3. Техника также поможет улучшить транспортное обслуживание воронежцев, поскольку как минимум ее часть будет работать именно в городской черте.
Усиление предприятия позволит взять на обслуживание маршруты, на которых сейчас нестабильно работают частные перевозчики – так же, как это ранее сделал «Воронежпассажиртранс». Таким образом, транспортная отрасль Воронежа окажется независимой от частных перевозчиков и сможет стабильно функционировать, несмотря на попытки воздействия частного сектора, отметили в мэрии.
Кроме того, по информации правительства Воронежской области, в рамках программы развития пассажирского транспорта из облбюджета в 2023 году будет выделено еще 2,5 млрд руб. на покупку новых комфортабельных автобусов, в том числе и для перевозок в пределах Воронежа. Иными словами, новые автобусы поступят и в «Воронежпассажиртранс».
Таким образом, транспортная система в Воронеже за последние несколько лет коренным образом изменилась, вышла на уровень современного развивающегося города-миллионника. Между тем при анализе реализации транспортной реформы необходимо учитывать, что стартовые условия в Воронеже по отношению к другим городам были очень непростыми, а тариф – одним из самых низких в стране, при котором комплексное развитие практически невозможно.
При поддержке региональных и муниципальных властей транспортная реформа продолжит реализовываться и дальше.
В ПОИСКАХ КОМПРОМИССА
Напомним также, что в середине осени участились жалобы воронежцев на транспортное обслуживание, и в мэрии тогда пояснили:
– Проблемы обусловлены целым рядом факторов. В первую очередь – крайне низкой стоимостью проезда. Перевозчики в условиях роста стоимости запчастей, с учетом увеличения иных расходов, уже давно терпят убытки, не могут поднимать зарплаты водителей, что вызывает отток кадров, особенно летом, когда водителям проще перейти, например, на сезонную работу. И далеко не все потом возвращаются на транспортные предприятия. Соответственно, еще до начала мобилизации у частных перевозчиков наблюдался серьезный дефицит кадров. Из-за тяжелого финансового положения отдельные частные перевозчики продают часть своего подвижного состава.
Со своей стороны напомним, что еще весной этого года перевозчики обращались в департамент по тарифам с просьбой увеличить плату за проезд до 27-35 руб. Иными словами, нынешнее решение департамента можно назвать компромиссным.