«Чтобы нацисты не пришли к нам»
С Михаилом Паниным мы встретились после церемонии награждения в управе Левобережного района. В этот день высокая государственная награда – медаль «За отвагу» – добавилась к многочисленным знакам отличия нашего собеседника, за плечами которого уже был опыт участия в боевых действиях, полученный на Северном Кавказе в период службы в системе МВД.
На СВО Михаил отправился добровольцем. На вопрос «За что наградили?» последовал скромный ответ: «За штурм и взятие населенного пункта, наверное».
– Как вы попали в зону боевых действий?
– В прошлом году я сам пришел в военкомат и заявил о своем желании принять участие в спецоперации. Думаю, сказались генетическая память и воспитание. Все мои предки служили в армии, защищали Отечество. Уверен, что начало СВО было необходимостью, иначе сегодня пришлось бы воевать с украинскими боевиками и наемниками на нашей земле. Я пошел бороться с нацистами, чтобы они не пришли к нам. Наемников и нацистов видел лично. Наши позиции, бывало, разделяли каких-то 20 метров. А во время штурма и более плотный контакт был.
– Страшно было?
– Только дураку нестрашно. Но мы – те, кто уже с опытом – старались не показывать свой страх молодым бойцам. Бывало, что, несмотря на сложную обстановку, не столько о себе заботишься, сколько о товарище. Однажды попали под сильный обстрел. Я едва плюхнулся в окоп, как туда же скатился молодой боец с позывным «Такса» и говорит: «Я каску и броник надеть не успел». Я скинул с себя и то, и другое и протянул ему.
– Как к вам относилось местное население?
– В основном хорошо. Мы старались им помогать. Например, в селе Белозерки к нам приходили люди с банками, мы их со своей полевой кухни подкармливали. А на окраине села жила женщина, у которой 14 детей: кроме своих, еще и те, кто потерял родителей. Когда мы про это узнали, то передали все свои сладости: печенье, конфеты, пряники, сгущенное молоко… Еще отвозили им завтрак, обед и ужин.
– А поддержку своих сограждан ощущали? Насколько она важна для бойцов на передовой?
– И за спиной поддержка чувствуется: нам привозили гуманитарную помощь, подарки. До сих пор храню письмо от мальчишки из Волгограда, который написал теплые слова. И вы знаете, когда бойцы читают эти детские каракули, почти у каждого наворачиваются слезы.
– Испытывали ли вы какие-либо проблемы с обеспечением?
– Нет. Питание, обмундирование, оружие и амуницию получали в полном объеме, да и все положенные выплаты тоже.
– На ваш взгляд, в чем основное отличие нынешней кампании?
– Дело в том, что технологии сильно шагнули вперед за последние двадцать лет. Это, конечно, сильно влияет на характер боевых действий. Здесь прежде всего востребованы высокий уровень подготовки, быстрота мышления и действий. Но главное – уверенность в правоте своего дела и вера в победу.