Газета,
которая объединяет

«Люди устали от экспериментов»

Такой главный вывод можно сделать по итогам круглого стола в ВГУ
Рубрика: от
Автор:

Тема дискуссии формально не затрагивала предстоящие 4 марта выборы. Она была обозначена как «Воронеж на стыке времен». Однако, так или иначе, участники встречи в своих выступлениях касались не только проблем областного центра. Они поднимали также вопросы политического и экономического развития страны, повышения гражданской активности общества, принципов взаимодействия федеральной и региональной властей.

Участниками дискуссии стали политтехнологи Роман Жогов и Игорь Романов, профессор кафедры философии ВГУ Сергей Рудаков, адвокат Станислав Рывкин. В качестве экспертов выступили ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий, предприниматель Евгений Хамин, руководитель дискуссионного клуба «Будущее сегодня» Владимир Киреев и начальник штаба областной организации «Российских студенческих отрядов» Вячеслав Шамарин. Кроме того, в разговоре участвовали учащиеся различных факультетов воронежского государственного университета. Вел круглый стол журналист Сергей Насонов.

Кто они – «норковые революционеры»?

Дискуссия условно была разделена на три блока. В первом – речь шла о том, как изменился Воронеж за 10-12 лет. В качестве «затравки» продемонстрировали небольшой телевизионный сюжет о проходившей в 2011 году подготовке к 425-летию города.

В ходе развернувшейся после этого дискуссии все ее участники, включая «правых» и «левых», критикующие нынешний государственный курс, согласились с тем, что реальные преобразования к лучшему в Воронеже – налицо. И это несомненная заслуга руководства области и города. Однако, даже признав положительные результаты работы губернатора Алексея Гордеева и мэра Сергея Колиуха, представители оппозиционных политических сил не захотели согласиться с тем, что нынешний курс государства может быть основой для эффективного движения страны вперед.

– Сложно отрицать тот факт, что в городе стало лучше. Позитивные изменения налицо, – сказал Станислав Рывкин. – В результате рейтинг губернатора у населения объективно высок. Конечно, кардинально город изменился перед  юбилеем. И что-то мне подсказывает, не будь у нас губернатора, который работал министром и имеет связи в правительстве страны, мы бы не получили такого объема средств – порядка 10 млрд. вливаний. Если бы не Алексей Гордеев, ресурсы ушли бы мимо нас, пусть и на ту же Олимпиаду в Сочи.

Кроме того, сторонник «правых» политических сил отметил, что, по его мнению, в регионе сложилась непростая ситуация для бизнеса. Правда, Рывкин уточнил – в этом он считает виноватой прежде всего федеральную власть, которая позволяет себе давить предпринимателей налогами и допускать перегибы:

– Бизнес стонет от контроля чиновников, СЭС и пожарных. В результате, многие настроены на то, чтобы продать свое дело за 25% стоимости и уехать за границу.

На это Станиславу Рывкину ответил предприниматель Евгений Хамин, известный строительством таких объектов, как сити-парк «Град» и ТРЦ «Московский проспект»:

– Бизнес, который продают за 25%, это не тот, что поднят на своих плечах. А тот, который достался нечестным путем. Настоящие предприниматели остаются здесь и собираются работать дальше. Потому что они видят улучшения в преодолении административных барьеров. К тому же год от года повышается платежеспособность нашего населения, растут его доходы. В результате, рынок – как российский в целом, так и региональный, городской – становится все более привлекательным. Более того, в Воронеж приходят новые инвесторы. Они видят, как изменился наш город за последние годы.

Как отметил политолог Игорь Романов, отношение к Воронежу поменялось не только у гостей города, но и его жителей.

– В 2005 году мы проводили социологическое исследование и задавали людям вопрос: «Хотите ли вы, чтобы ваши дети жили в Воронеже?» Тогда «да» ответили 34%. Сейчас так отвечают 67%. Это очень важно. Родители всегда мечтают о лучшем будущем для своих сыновей и дочерей. И сегодня они видят: такое будущее возможно не только за рубежом или в Москве, но и в их родном городе.

Что же касается бизнеса, который некоторые предприниматели продают за бесценок, уезжая за границу, то, по мнению Игоря Романова, это положительная тенденция:

– Если человек продает свое дело за четверть реальной стоимости, значит, получил он его за копейки – обманом или воровством. Да, такие люди спешат продать краденое и удрать, потому что понимают – для них опасно оставаться в России: могут ведь и привлечь за махинации. Но не все такие продают. Некоторые пытаются организовать «норковую революцию», раскатывая по столице на «Лексусах» и «Бентли» с ленточками протеста, делая вид, что их волнуют проблемы простых людей. Но, слава богу, есть в стране и другой бизнес, и другие бизнесмены – такие, как Евгений Хамин, который из военного врача стал одним из ведущих предпринимателей Воронежа. Он свое дело за 25% не продаст и никуда не уедет.

Тренд преобразований

Давая оценку динамике развития Воронежа за последнее десятилетие, Роман Жогов подчеркнул, что особенно важно формирование тренда позитивных изменений в городе:

– Дело не только в юбилее, – сказал политолог. – Главное – общее повышение эффективности власти. Все большее число чиновников начинает не просто работать, а добиваться реальных преобразований во благо города и воронежцев. Разработан план социально-экономического развития региона на ближайшие годы. Сформированы четкие критерии для оценки эффективности работы чиновников. Власть начала лучше слышать простых граждан и реагировать на изменение общественных настроений. В итоге, тренд воронежского лидерства, заявленный Алексеем Гордеевым, уже приносит зримые результаты. Посмотрите на Воронеж, на парки и улицы, на театр Кольцова, на Чернавский мост, на набережную Массалитинова. Вы увидите реальное развитие.

– Вспомните, что говорили о Воронеже при прежнем руководстве? – развил тему Игорь Романов. – Что это черная дыра на карте России с непонятной психологией и политикой. Вся страна шла в ногу, а мы нет. Приход нового руководства города и области позволил нам идти в ногу со страной. Именно тогда люди начали понимать, что Воронеж становится тем городом, в котором им хочется жить.

В свою очередь именно это, по мнению Игоря Романова, позволило добиться еще одного важнейшего сдвига – роста социальной активности населения:

– Вспомните, сколько людей выходит сегодня на субботники! А какие масштабы приобрела добровольная помощь пострадавшим после лесных пожаров!? Лет 10-12 назад такое было просто невозможно. Люди говорили на любую инициативу власти: «Государство нам столько задолжало, что сам я ничего делать не буду». Сегодня качество жизни выросло, и воронежцы, чувствуя это, проявляют ответную активность.

Россия сосредотачивается

Затем дискуссия перешла ко второй части круглого стола – тому, что ждет нас в будущем.

– Да, многое меняется к лучшему, – сказал Сергей Насонов. – Однако определенное недовольство в обществе властью сохраняется. Иначе тысячи человек не выходили бы на митинги. Почему это происходит? Что хотят люди?

Представитель «левых» сил Сергей Рудаков так обозначил свою позицию: с местной влас­тью воронежцам повезло, а с федеральной – нет:

– Алексей Гордеев не может решить проблему ВАСО. Потому что, закупать ли воронежские самолеты для «Аэрофлота» – это вопрос уровня правительства страны, президента. Но нынешняя власть не предлагает нам четких программ по выходу из кризиса авиа- и станкостроения, электронной промышленности и т.д. На федеральном уровне надо многое менять. В 2000-м году Путин развернул страну на 45 градусов. А теперь надо развернуть еще на 90 или даже 180. Вот если со всеми отраслями промышленности в Воронеже будет так же хорошо, как с тротуарами, дорогами и парками, то коммунисты сами будут голосовать за действующую власть.

В качестве положительного опыта госстроительства Сергей Рудаков привел Китай, в котором рыночная экономика развивается под контролем компартии.

– Не надо Путину делать разворот страны на 180 градусов! – оппонировал Игорь Романов. – Потому что люди устали от экспериментов над ними. Они хотят, чтобы их будущее было прогнозируемо. Хотят строить планы на будущее. А новый разворот страны может перечеркнуть все их надежды.

– О каких кардинальных поворотах в политике можно сегодня говорить? – эмоционально отреагировал Роман Жогов. – Мир катится неизвестно куда! Разворачивается вторая волна мирового экономического кризиса. Под угрозой судьба евросоюза. Нестабильно в государствах, где прошла «арабская весна», идет гражданская война в Сирии, Иран на пороге вторжения США или Израиля. По итогам 2011 года из России и так выведено активов на 84 млрд. долларов, за январь 2012 –е 17 млрд. Какие могут быть сейчас «повороты»?! У нас выстроена относительно стабильная и устойчивая система, и для нас очень важно подготовить ее к встрече с новыми мировыми проблемами. Путин правильно сказал: Россия сосредотачивается. К чему? Чтобы выдержать удар!.. Хватит ставить над Россией эксперименты! Обратите внимание, как только в стране повысилась протестная активность, к ней сразу же проявили интерес представители других государств. Наши «новые революционеры – оппозиционеры», не стесняясь, ходят в посольства, получают там инструкции и помощь. То есть проблему некой внешней экспансии с целью развала страны тоже нельзя окончательно сбрасывать со счетов… А что касается опыта Китая, то в этой стране совсем другая политическая культура и традиции. Как можно нам перенимать опыт страны, где старики вообще не получают пенсий?! Где ежегодно властями подавляется тысяча крестьянских бунтов?! Где люди вкалывают за чашку риса, а 200 долларов в месяц считают колоссальной зарплатой?!

Менять правила игры

Тему «поворота страны» продолжил Евгений Хамин:

– 12 лет назад в России шла война. Кругом были теракты, а двери в подвалы и на чердаки в домах просто заваривали, чтобы не допустить взрывов. Параллельно во власть активно рвался криминал. Перед Путиным стояла одна главная задача – повысить управляемость страной. Именно это он и сделал. Сейчас мы тоже ждем от него перемен. Но не радикальных, а поступательных.
По мнению Евгения Хамина, «самое важное сегодня – повысить внимание к проблемам крупных городов и субъектов федерации»:

– Налицо дефицит бюджетов на местах. Решить это можно за счет новой межбюджетной политики, новой налоговой системы. Надо справедливо распределить налоги между городами, регионами и страной. Губернатор не должен ездить в Москву и «выколачивать» там деньги. Нам необходимо оценивать главу области не только по тому, как он умеет выбивать трансферты. Важно то, как он добивается повышения налогооблагаемой базы, насколько грамотно и эффективно распоряжается полученными в бюджет ресурсами.

Аналогичные проблемы видит и представитель «правых» Станислав Рывкин:

– Когда все деньги с мест забирает центр, а их обратное получение зависит от степени лояльности мэра и губернатора – это тупиковый путь.

Но при нынешнем политическом курсе, считает адвокат, реформирование межбюджетной системы невозможно:

– Нынешний курс подразу­мевает монополизацию экономики, а в подобной ситуации двигаться вперед невозможно. Мои оппоненты говорили о том, что Путин был вынужден наводить порядок в стране, что нам и сегодня нужна сильная рука. Я не анархист, но – убежденный противник любой вертикали власти. Как только появляется сильная рука, она сразу же начинает тащить из моего кармана – в свой. Управлять страной необходимо за счет обеспечения безусловного исполнения законов и неотвратимости наказания, а не при помощи вертикали власти и хозяйской руки.

Отвечая на эту реплику, Игорь Романов отметил: если бы речь шла о странах Западной Европы или США, он бы полностью согласился с Рывкиным:

– Но у нас свой менталитет. История России свидетельствует – стоит нам убрать хозяйскую руку, и в стране начинается хаос, гражданская война или внешняя интервенция. Если сегодня устранить вертикаль власти, завтра во власть вновь полезет криминалитет. Бюджет страны окажется пуст и, как в 90-е, мы снова будем свидетелями голодных обмороков учеников в школах, развала медицины и т.д.

Формы протеста и взаимодействия

Игорь Романов коснулся также и того, почему в ряде городов страны оппозиционные митинги привлекли в свои ряды тысячи сторонников:

– На площади приходит много молодежи. Тех, кто просто не помнит, как жилось в 90-е. Они выросли при Путине, взрослели при Медведеве, и сейчас говорят: «что-то не прикольно нам снова жить при Путине. Давайте поменяем власть и поживем при ком-то еще». Но люди не понимают, чем это может обернуться.

– Отпускать гайки или затягивать – надо решать в соответствии с политической ситуацией в стране, – отметил Вячеслав Шамарин, возглавляющий штаб студенческих отрядов области. – На мой взгляд, принимаемые властью решения отвечают вызовам времени. Когда главным для страны было сохранить единство и управляемость, мы перешли к жесткой модели, отменили выборы губернаторов, сузили поле политических партий. Сейчас ситуация стабилизировалась, и мы плавно возвращаемся к более демократической системе общества. Но не надо спешить в этом процессе.

– Мы не хотим больше платить за реформы судьбами людей, их жизнями, – поддержал руководителя стройотрядов политолог Игорь Романов. – Нам не нужны кардинальные повороты. Больше нельзя выбрасывать страну в хаос и предлагать людям самим выживать, кто как может.

При этом, по мнению Жогова, усиление политической активности граждан – свидетельство взросления гражданского общества.

– В демократическом государстве митинги являются формой выражения различных позиций и способом мобилизации сторонников в ходе избирательных кампаний. Кроме того, митинги можно рассматривать как определенный рычаг воздействия на политическую систему. Власть в демократическом государстве обязательно прислушивается к мнению граждан, и если их требования объективны и обоснованны – реагирует на них принятием новых решений и законов. Но надо четко понимать: ситуацией могут воспользоваться определенные силы для дестабилизации политической системы. Нам не нужны «оранжевые революции», нам нужно стабильное и эффективно-динамичное развитие. Деятельность структур гражданского общества должна быть направлена на позитивные изменения в государстве. А те, кто, как в 1993-м, начинает кричать: «Идем брать Кремль!» – подталкивают страну в очень опасном направлении.

Аналогичную мысль высказал и Вячеслав Шамарин.

– В митингах есть положительный момент, – сказал он. – Они подхлестнули интерес молодежи к политике. Выборы пройдут, ажиотаж уляжется. И власть сможет грамотно направить тот порыв, которым сегодня молодежь «заразилась», дав ей возможность принять более активное участие в общественной жизни страны.

Эволюция вместо революции

Затем дискуссия перешла к своей третьей части – тому, что ее участники хотели бы предложить в качестве наказов будущей власти на федеральном и региональном уровне.

– На мой взгляд, крайне важно покончить с кастовостью экономики, – отметил ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий. – Приведу пример: создана свободная экономическая зона под Липецком. И все – список закрыт. Правительство Воронежской области бьется, чтобы получить разрешение на территорию с аналогичным налоговым статусом у нас, но пока не получается. То же самое в образовании: сформировали список ведущих вузов России, и мы, как ни стараемся, никак не можем попасть в него.

– Я предлагаю ограничить хозяйскую руку, которая лезет мне в карман, – высказался Станислав Рывкин. – И я бы пожелал политикам добиться децентрализации экономик городов и регионов. Власть на местах должна получить право более самостоятельно распоряжаться теми ресурсами, которые «зарабатываются» на территории в виде налогов.

А вот Владимир Киреев предложил федеральной власти самой более активно вмешиваться в ситуацию на местах: мол, там не хватает специалистов управленческого звена, умеющих эффективно откликаться на те задачи, которые ставит центр.
– В нашем регионе есть нить, связывающая с федеральным уровнем – это Алексей Гордеев, – сказал руководитель дискуссионного клуба. – Но одного его недостаточно. В органах управления не хватает людей, понимающих, что и как хочет сделать правительство России.

Руководитель регионального штаба студенческих отрядов Вячеслав Шамарин соотнес свой «наказ» с проблемами молодежи:

– Государство должно помочь сформировать мостик между системой образования и бизнесом, который, с одной стороны, нуждается в квалифицированных кадрах, а с другой – крайне пассивно относится к участию в целевых программах вузов и ссузов страны.

– Важный наказ власти – больше опираться на актив жителей, – предложил Игорь Романов. – Тех, кто сам разрабатывает какие-то проекты, участвует в благоустройстве, выступает с инициативами. Именно общественное самоуправление может стать надежной основой для динамичного развития городов, регионов и всей страны.

– Проблема, которую надо решить срочно – это ЖКХ, – сказал Евгений Хамин. – Если не восстановить в отрасли порядок, государство потеряет доверие людей. Что касается непосредственно Воронежа, то здесь необходимо заняться дорожной сетью.

– Надо объективно смотреть на ситуацию, – предложил Сергей Рудаков. – В том числе – не закрывать глаза на реально существующую в стране «оранжевую угрозу». Если мы не хотим, чтобы она реализовалась, нужны существенные перемены на федеральном уровне. Если же говорить о самом обществе, то, несмотря на наши жаркие дискуссии, у меня нет сомнений, что его можно объединить на созидательной ноте. А все вместе мы нащупаем правильный путь.

– Не надо радикальной политизации, – согласился Роман Жогов. – Решать любые проблемы власть и общество должны в ходе спокойного диалога.

Итог встречи подвел журналист Сергей Насонов:

– Главное то, что в Воронеже живут люди, не равнодушные к стране и ее будущему, – подчеркнул он. – Те, кто хочет изменений к лучшему. Каким будет движение вперед – резким или эволюционным, решит народ. Но всем нам надо помнить: эволюция всегда лучше революции. Последствия революции – страдания. Ведь она проходит своим безжалостным катком по жизням и судьбам людей. Поэтому для большинства из нас всегда лучше, чтобы в государстве сохранялась преемственность власти и закона.