Газета,
которая объединяет

Палочная система

Управления Следственного комитета и собственной безопасности ГУ МВД выдали «на-гора» серию полицейских разоблачений

Эхо ситуации в казанском ОП «Дальний» прокатилось по всей стране, долетев и до нашего региона. Впрочем, воронежские события, скорее, предшествовали казанским и просто вписались в новую волну разоблачений оборотней в погонах.

Во вторник Следственное управление Следственного комитета по Воронежской области заявило о том, что итогом его совместной работы с сотрудниками собственной безопасности ГУ МВД стало пресечение преступной деятельности 12 полицейских, которым предъявлено обвинение по 29 эпизодам.

А парой дней ранее – объявлено о завершающемся расследовании в отношении начальника межрайонного отдела оперативно-розыскной части №6 по линии уголовного розыска Виктора Быкова, а также – оперативников УР Валерия Мочалова и Александра Новикова. Их всех обвиняют в превышении должностных полномочий с применением насилия. Попросту говоря – в рукоприкладстве.

Что касается преступной деятельности дюжины бывших полицейских, то речь идет в основном о самом печально известном подразделении внутренних дел – ППС. Не секрет, что его сотрудники частенько используют служебное положение для того, чтобы «кормиться с земли», обирая, скажем, подвыпивших или приезжих граждан. Так поступали и эти осужденные.

Половина из них «работала» на Центральном автовокзале. В частности, Алексей Поваренко и Алексей Вахрамеев путем обмана получили 1600 руб. от трех человек, пообещав не привлекать их к административной ответственности. Николай Бартенев и Алексей Сотников точно так же – 1500 руб. Александр Терехов и Алексей Семенихин – 600. Кто-то взял деньги «по добровольному согласию», кто-то – применил к людям физическую силу. А были и те, кто вместе с другими коллегами из ОМ №2 подкидывал людям патроны к огнестрельному оружию и затем составлял подложный административный материал о личном досмотре и изъятии боеприпасов.

Другая шестерка работала в Центральном районе, в ОМ №6. Местом их «кормления» стала площадь у железнодорожного вокзала «Воронеж-1». Среди тех, кто пойдет под суд, Николай Черкасов, Александр Попов, Сергей Горбунов, Николай Чеботи. У них в «активе» – избиение людей, чтобы «продемонстрировать свое превосходство и безнаказанность», получение обманным путем денег и тому подобное.

Назвать такого рода преступления тяжкими нельзя, но их опасность – в распространенности. Кроме того, и доказать их крайне непросто.

Подрывают основу

На вопрос «Берега» о том, как же это было сделано, старший помощник руководителя следственного управления СК области Сергей Глазьев не стал раскрывать детали проведенных СУ СК и собственной безопасностью ГУ МВД оперативно-розыскных мероприятий. Он лишь отметил, что все это потребовало кропотливой и непростой работы. Впрочем, затраченные усилия – это не пустое расходование сил. Ведь каждый незаконно изъятый  у гражданина рубль, каждый неправедный удар резиновой палкой подрывают саму основу взаимоотношений населения и полиции,  доверие к ней. Именно с сотрудниками ППС чаще всего сталкиваются в жизни люди и по ней судят о работе всех сотрудников органов внутренних дел.

Что касается сотрудников управления уголовного розыска ГУВД по Воронежской области Валерия Мочалова и Александра Новикова, то, по данным следствия, они избивали людей в одном из служебных кабинетов ОВД по Бутурлиновскому району. Цель – добиться признательных показаний в совершении преступлений, которых задержанные не совершали. Как выяснили представители СУ СК, о Бутурлиновском отделе вообще в последние годы идет дурная слава – туда для допросов «с пристрастием» привозили людей даже из других районов.

Но, пожалуй, самым громким расследованием стало дело в отношении 53-летнего Виктора Быкова, бывшего начальника межрайонного отдела оперативно-розыскной части №6 по линии уголовного розыска ГУВД по Воронежской области. По данным следствия, в мае 2011 года в Борисоглебске в служебном кабинете отдела полиции он подверг избиению двух граждан, причинив им телесные повреждения различной степени тяжести. ОРЧ №6 – прямая наследница УБОПа, борца с организованной преступностью. И в свое время Виктор Быков был в милиции на очень хорошем счету. За опытным сотрудником – немало раскрытых дел и отправленных в тюрьму бандитов. Почему же человек с многолетним стажем и репутацией преступил закон?

Ради показателей

Сергей Глазьев считает, что основная вина лежит на палочной системе оценки показателей работы полиции. Раскрытие преступлений ставится на конвейер, и начальство не заботит, как сотрудник сумеет в столь сжатые сроки получить необходимый результат – отсюда и применение противозаконных методов со стороны полицейских.

– Шаг за шагом со временем меняется даже хороший человек, – прокомментировал ситуацию старший помощник руководителя следственного управления СК области. – Что называется, входит во вкус и у него срывает тормоза. В результате сегодня оказалась разрушена связь с лучшими следственными традициями, которые существовали еще даже в середине 90-х, когда страну захлестнула волна криминала.

В то время Сергей Глазьев работал следователем в прокуратуре, занимался, среди прочего, и борьбой с организованной преступностью. Он вспоминает, что среди задержанных были самые разные люди, включая настоящих бандитов и «отморозков». Разговорить их было более чем непросто. Однако это удавалось делать и без применения насилия.

– Да, мы давили на них психологически, – рассказал Сергей Иванович. – Использовали самые различные схемы допроса, но не били. В результате, с одной стороны, получали признательные показания, а с другой – у нас на душе было спокойно, потому что были уверены: в тюрьму отправляются виновные, и совершившие преступление бандиты не остаются на свободе. Я часто общаюсь с теми, кто работал в милиции, прокуратуре еще при СССР. Люди возмущены уродливым морально-нравственным обликом сотрудников полиции.

Сергей Глазьев также сообщил «Берегу», что следственное управление проводит сейчас целый ряд проверок по жалобам в отношении полицейских, незаконно применивших физическое насилие к задержанным:

– Предстоит детально разобраться в каждом случае. Несомненно, по результатам проверки будут и новые уголовные дела. Но надо помнить, жалуются не только жертвы, но и те, кто сознательно хочет затормозить работу следствия. И с примерами такого рода мы тоже сталкиваемся постоянно.