Неподнятая целина
Похоже, в скором времени органы местного самоуправления обяжут реально контролировать процессы, происходящие на подведомственных им землях. Конечно, статья №42 Земельного кодекса существовала и раньше, но на практике собственники и пользователи земель ею постоянно пренебрегали.
Сегодня же влияние на собственников и арендаторов пытаются оказать по нескольким направлениям. С одной стороны, Росреестр начал заключать соглашения о взаимодействии по вопросам земельного контроля со всеми муниципалитетами. С другой – Россельхознадзор пытается через суд заставить органы местного самоуправления плотно заниматься этим вопросом.
Не по назначению
– Проблема использования земель не по назначению очень характерна для Воронежской области, – говорит начальник отдела государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель управления Росреестра по Воронежской области Андрей Мищенко. – И она имеет два аспекта. Первый – собственно использование не по назначению. Например, когда на сельскохозяйственных землях появляются не коровники со свинарниками, что разрешено, а мебельный цех или пилорама. Второй аспект – неиспользование земель. Бывает, что еще в конце 90х годов компании выделили участок под жилую застройку, а она с того времени вносит арендную плату, но ничего на этой земле не делает. Такие случаи, кстати, достаточно распространены и в Воронеже, где, казалось бы, земля в дефиците и стоит серьезных денег.
Сегодня законодательством предусмотрено наложение серьезных санкций, в частности на тех, кто использует не по назначению земли сельскохозяйственной категории. Штрафы для юридических лиц тут варьируются от 70 до 100 тыс. руб. Правда, если говорить о землях поселений, выделенных под сельскохозяйственные нужды (это уже – совсем иная категория земель), то здесь, как правило, пользователями являются граждане, а для них штрафы обычно не превышают тысячу «деревянных».
Куда сложнее ситуация с неиспользованием земель.
– С одной стороны, штрафы за то, что ктото не использует землю вовсе, тоже значительные, – говорит Андрей Николаевич. – Более того, прописан даже механизм изъятия земли у нерадивого арендатора в случае доказанности трехлетнего срока неиспользования земель. Но и штрафовать мы можем, только если человек не прикасался к той же пашне три года и больше. По факту в первый же год имеет право применять санкции только Россельхознадзор.
Надзор без контроля
По сути, законодатель определил три структуры, обязанные контролировать использование земель. Органы Росреестра занимаются государственным надзором за землями всех категорий, Россельхознадзор – за землями сельхозназначения. Над землями же поселений и округов должен осуществляться муниципальный контроль, которого в Воронежской области сегодня по факту не существует.
– У нас в районах имеется по одному инспектору, – поясняет Андрей Мищенко. – Естественно, что отследить все нарушения бывает просто невозможно. Они в основном работают по мере поступления жалоб от граждан, а граждане, как правило, жалуются редко. Например, если нарушение происходит на землях, занятых сельскохозяйственным производством, то надежда на выявление нарушений остается, только если нам сообщат о них муниципальные власти. Но они обычно молчат.
По данным управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям, в нашем регионе лишь у 290 (из более чем 500) муниципальных образований есть положения о муниципальном контроле земель. В 71 муниципалитете данный контроль не проводится, еще 72 делегировали свои полномочия на уровень районных администраций. Ведомством отмечено, что муниципальный контроль отсутствует в Лискинском, Бутурлиновском и Острогожском районах. Соответствующие заявления были направлены в органы прокуратуры. А прокуратурой Нижнедевицкого района Воронежской области по обращению ведомства подготовлены и направлены исковые заявления в суд о признании незаконным бездействия глав администраций 15 сельских поселений района по разработке и утверждению административного регламента осуществления муниципального земельного контроля и понуждении их к совершению указанных действий. И суд требования прокуроров удовлетворил.
Впрочем, наличие положения – это еще полдела.
– Сегодня и мы, и муниципалитеты постоянно отчитываемся перед Минэкономразвития по вопросу использования земель, – говорит Андрей Николаевич. – Проблема только в том, что многие поселения до сих пор шлют «нулевые» отчеты по нарушениям, выявленным в землепользовании. И перепроверить их часто не бывает никакой возможности. Впрочем, сейчас мы активно заключаем соглашения о взаимодействии как с главами районов, так и с руководителями поселений. И, думаю, эта работа уже довольно скоро даст свои результаты.
Повлиять на муниципала
Что предполагает подобное взаимодействие? Прежде всего, то, что в каждом муниципальном органе появится как минимум один свой инспектор. И, предположим, если в какомнибудь районе есть 15 городских и сельских поселений, то вместе с федеральным здесь будет уже 16 инспекторов – вместо одного, работающего сегодня. Соответственно, и охват проверок будет иным.
– Если говорить о землях поселений и округов, то в прошлом году мы выявили лишь 117 случаев использования земель не по назначению и 52 случая их неиспользования, – объясняет начальник отдела Росреестра. – Общая сумма наложенных штрафов составила всего примерно 170 тыс. руб. – это капля в море по сравнению с тем объемом нарушений, который имеется на землях данного вида в Воронежской области. В ходе плановых проверок нарушения выявляются в 20% случаев – можно представить, какой результат даст взаимодействие муниципальных и государственных инспекторов!
Естественно, никакого прямого подчинения муниципальных инспекторов инспекторам государственным не ожидается, но определенный контроль первых со стороны вторых осуществлять, естественно, предполагается.
– В любом случае, вся информация, полученная ими, будет стекаться к нам для принятия решений, – говорит Андрей Мищенко. – И мы уже увидим, кто как работает. Если возникнут вопросы – устраиваем параллельную проверку и смотрим, профессионально ли сработал муниципальный инспектор. В случае если выявят признаки непрофессионализма или личной заинтересованности – у нас есть рычаги, как заставить понести за это ответственность.
Кстати, сегодня муниципальный земельный контроль уже полностью доказал свою состоятельность в Москве, СанктПетербурге, Татарстане, Ростовской области. Воронежская область вместе с основным количеством регионов России пока в этом вопросе в арьергарде. Но все можно исправить. А повышение ответственности глав муниципальных образований за процессы, происходящие на их землях, ничего, кроме пользы, не принесет.
Халатность и ответственность
Правда, ради повышения этой ответственности потребуется чтото более существенное, нежели соглашения органов местного самоуправления с Росреестром. Та же ст. 42 Земельного кодекса РФ четко прописывает обязанности собственников участков, но ничего не говорит о мере их ответственности. И практика показывает, что как раз главы муниципалитетов ответственности за нарушения, на них происходящие, практически никогда не несут.
Так, по данным управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям, в текущем году судами накладывались штрафы и принимались постановления о возмещении причиненного ущерба в отношении частных и муниципальных предприятий, а органы власти выступили ответчиками лишь в одном случае. В марте в отношении администрации Ольховатского сельского поселения Верхнемамонского района было направлено исковое заявление в Арбитражный суд на возмещение ущерба от захламления земель сельскохозяйственного назначения. Сумма иска составила 40 тыс. руб. Правда, решение по этому иску пока что не принято.
Безнаказанность глав поселений зачастую приводит к появлению других видов нарушений: например, к хищениям песка, глины.
– Главам местных администраций проще поднять на ноги полицию, прокуратуру, когда они видят, что ктото зашел с тяжелой техникой на их земли и начинает снимать верхний слой грунта, – поясняет заместитель начальника отдела геологического контроля ведомства Галина Жданова. – Мы же реагируем, как правило, на жалобы жителей, которые поступают, когда карьер уже находится в промышленной разработке. В то же время законодательство не предусматривает ответственности чиновника за подобное попустительство.
Так что, видимо, и российским законодателям придется сделать еще немало шагов, прежде чем главы муниципалитетов поймут свою полную ответственность за вверенную им землю. Но то, что первые шаги уже делаются, не может не радовать.