Газета,
которая объединяет

Неподнятая целина

Как землепользователям повысят ответственность
Рубрика: Экономика№ 54 (1481) от
Автор: Юрий Бабаян

Похоже, в скором времени органы местного самоуправления обяжут реально контролировать процессы, происходящие на подведомственных им землях. Конечно, статья №42 Земельного кодекса существовала и раньше, но на практике собственники и пользователи земель ею постоянно пренебрегали.

Сегодня же влияние на собственников и арендаторов пытаются оказать по нескольким направлениям. С одной стороны, Росреестр начал заключать соглашения о взаимодействии по вопросам земельного контроля со всеми муниципалитетами. С другой – Россельхознадзор пытается через суд заставить органы местного самоуправления плотно заниматься этим вопросом.

Не по назначению

– Проблема использования земель не по назначению очень характерна для Воронежской области, – говорит начальник отдела государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель управления Росреестра по Воронежской области Андрей Мищенко. – И она имеет два аспекта. Первый – собственно использование не по назначению. Например, когда на сельскохозяйственных землях появляются не коровники со свинарниками, что разрешено, а мебельный цех или пилорама. Второй аспект – неиспользование земель. Бывает, что еще в конце 90­х годов компании выделили участок под жилую застройку, а она с того времени вносит арендную плату, но ничего на этой земле не делает. Такие случаи, кстати, достаточно распространены и в Воронеже, где, казалось бы, земля в дефиците и стоит серьезных денег.

Сегодня законодательством предусмотрено наложение серьезных санкций, в частности на тех, кто использует не по назначению земли сельскохозяйственной категории. Штрафы для юридических лиц тут варьируются от 70 до 100 тыс. руб. Правда, если говорить о землях поселений, выделенных под сельскохозяйственные нужды (это уже – совсем иная категория земель), то здесь, как правило, пользователями являются граждане, а для них штрафы обычно не превышают тысячу «деревянных».

Куда сложнее ситуация с неиспользованием земель.

– С одной стороны, штрафы за то, что кто­то не использует землю вовсе, тоже значительные, – говорит Андрей Николаевич. – Более того, прописан даже механизм изъятия земли у нерадивого арендатора в случае доказанности трехлетнего срока неиспользования земель. Но и штрафовать мы можем, только если человек не прикасался к той же пашне три года и больше. По факту в первый же год имеет право применять санкции только Россельхознадзор.

Надзор без контроля

По сути, законодатель определил три структуры, обязанные контролировать использование земель. Органы Росре­естра занимаются государственным надзором за землями всех категорий, Россельхознадзор – за землями сельхозназначения. Над землями же поселений и округов должен осуществляться муниципальный контроль, которого в Воронежской области сегодня по факту не существует.

– У нас в районах имеется по одному инспектору, – поясняет Андрей Мищенко. – Естественно, что отследить все нарушения бывает просто невозможно. Они в основном работают по мере поступления жалоб от граждан, а граждане, как правило, жалуются редко. Например, если нарушение происходит на землях, занятых сельскохозяйственным производством, то надежда на выявление нарушений остается, только если нам сообщат о них муниципальные власти. Но они обычно молчат.

По данным управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям, в нашем регионе лишь у 290 (из более чем 500) муниципальных образований есть положения о муниципальном контроле земель. В 71 муниципалитете данный контроль не проводится, еще 72 делегировали свои полномочия на уровень районных администраций. Ведомством отмечено, что муниципальный контроль отсутствует в Лискинском, Бутурлиновском и Острогожском районах. Соответствующие заявления были направлены в органы прокуратуры. А прокуратурой Нижнедевицкого района Воронежской области по обращению ведомства подготовлены и направлены исковые заявления в суд о признании незаконным бездействия глав администраций 15 сельских поселений района по разработке и утверждению административного регламента осуществления муниципального земельного контроля и понуждении их к совершению указанных действий. И суд требования прокуроров удовлетворил.

Впрочем, наличие положения – это еще полдела.

– Сегодня и мы, и муниципалитеты постоянно отчитываемся перед Минэкономразвития по вопросу использования земель, – говорит Андрей Николаевич. – Проблема только в том, что многие поселения до сих пор шлют «нулевые» отчеты по нарушениям, выявленным в землепользовании. И перепроверить их часто не бывает никакой возможности. Впрочем, сейчас мы активно заключаем соглашения о взаимодействии как с главами районов, так и с руководителями поселений. И, думаю, эта работа уже довольно скоро даст свои результаты.

Повлиять на муниципала

Что предполагает подобное взаимодействие? Прежде всего, то, что в каждом муниципальном органе появится как минимум один свой инспектор. И, предположим, если в каком­нибудь районе есть 15 городских и сельских поселений, то вместе с федеральным здесь будет уже 16 инспекторов – вместо одного, работающего сегодня. Соответственно, и охват проверок будет иным.

– Если говорить о землях поселений и округов, то в прошлом году мы выявили лишь 117 случаев использования земель не по назначению и 52 случая их неиспользования, – объясняет начальник отдела Росреестра. – Общая сумма наложенных штрафов составила всего примерно 170 тыс. руб. – это капля в море по сравнению с тем объемом нарушений, который имеется на землях данного вида в Воронежской области. В ходе плановых проверок нарушения выявляются в 20% случаев – можно представить, какой результат даст взаимодействие муниципальных и государственных инспекторов!

Естественно, никакого прямого подчинения муниципальных инспекторов инспекторам государственным не ожидается, но определенный контроль первых со стороны вторых осуществлять, естественно, предполагается.

– В любом случае, вся информация, полученная ими, будет стекаться к нам для принятия решений, – говорит Андрей Мищенко. – И мы уже увидим, кто как работает. Если возникнут вопросы – устраиваем параллельную проверку и смотрим, профессионально ли сработал муниципальный инспектор. В случае если выявят признаки непрофессионализма или личной заинтересованности – у нас есть рычаги, как заставить понести за это ответственность.

Кстати, сегодня муниципальный земельный контроль уже полностью доказал свою состоятельность в Москве, Санкт­Петербурге, Татарстане, Ростовской области. Воронежская область вместе с основным количеством регионов России пока в этом вопросе в арьергарде. Но все можно исправить. А повышение ответственности глав муниципальных образований за процессы, происходящие на их землях, ничего, кроме пользы, не принесет.

Халатность и ответственность

Правда, ради повышения этой ответственности потребуется что­то более существенное, нежели соглашения органов местного самоуправления с Росреестром. Та же ст. 42 Земельного кодекса РФ четко прописывает обязанности собственников участков, но ничего не говорит о мере их ответственности. И практика показывает, что как раз главы муниципалитетов ответственности за нарушения, на них происходящие, практически никогда не несут.

Так, по данным управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям, в текущем году судами накладывались штрафы и принимались постановления о возмещении причиненного ущерба в отношении частных и муниципальных предприятий, а органы власти выступили ответчиками лишь в одном случае. В марте в отношении администрации Ольховатского сельского поселения Верхнемамонского района было направлено исковое заявление в Арбитражный суд на возмещение ущерба от захламления земель сельскохозяйственного назначения. Сумма иска составила 40 тыс. руб. Правда, решение по этому иску пока что не принято.

Безнаказанность глав поселений зачастую приводит к появлению других видов нарушений: например, к хищениям песка, глины.

– Главам местных администраций проще поднять на ноги полицию, прокуратуру, когда они видят, что кто­то зашел с тяжелой техникой на их земли и начинает снимать верхний слой грунта, – поясняет заместитель начальника отдела геологического контроля ведомства Галина Жданова. – Мы же реагируем, как правило, на жалобы жителей, которые поступают, когда карьер уже находится в промышленной разработке. В то же время законодательство не предусматривает ответственности чиновника за подобное попустительство.

Так что, видимо, и российским законодателям придется сделать еще немало шагов, прежде чем главы муниципалитетов поймут свою полную ответственность за вверенную им землю. Но то, что первые шаги уже делаются, не может не радовать.