Газета,
которая объединяет

Высшая математика

Воронеж посетил всемирно известный джазовый пианист
Рубрика: от
Автор:

Не раз и не два выяснялось, что очень знаменитые и востребованные музыканты, театральные деятели и люди искусства вообще на поверку представляют собой нечто невнятное и малозначащее. Возможно, поэтому приезда «звезды», доселе невиданной вживую, каждый раз ждешь с некоторой опаской: а вдруг заочно уважаемый деятель разочарует?

Легендарный, несмот­ря на молодость, французский музыкант Ярон Эрман, как выяснилось, не из тех, кто оправдывает такие опасения. У него необыкновенная свобода мышления и тонкое понимание сути музыки – качества, которые сами по себе, безотносительно творчества, вызывают огромный пиетет.

Правильная постановка дела

Стоит отметить, что выступ­ление джазового трио Ярона Эрмана – мероприятие, крайне удачно вписавшееся в серию концертов импровизационной музыки, проходящих в нашем городе. Явлением заграничных гостей воронежскому народу закрылся джазовый сезон 2011-2012 гг. Напомним, что, начавшись традиционно мощной «Джазовой провинцией», концертный год продолжился выступлениями выдающихся исполнителей импровизационной музыки – таких как Bang On A Can и Happy55. Организаторы мероприятий, компания «Арт Фолио» и арт-группа «Квадрат», видят свою задачу в том, чтобы на примере лучших музыкантов и коллективов знакомить публику с разнообразными формами современной импровизационной музыки.

Концерт трио Ярона Эрмана, безусловно, явился «десертом» проекта. Не только, кстати сказать, из-за своей неоспоримой «деликатесности» (сам Эрман прочно завоевал репутацию пианиста-виртуоза, великолепного импровизатора, а коллектив с успехом выступал на всемирно известных концертных площадках). Важно, однако, и то, что подход организаторов к встрече воронежцев с прекрасным оказался больше просветительским, нежели коммерческим: послушать музыкантов высочайшего класса оказалось возможным всего за триста руб­лей. Правильная «постановка дела» дала ожидаемые результаты: не малых размеров зал ДК Железнодорожников оказался заполнен почти под завязку.

Разные бесконечности

На пресс-конференции, предварившей выступление, Эрман рассказал, что нынешний приезд в Россию  – второй по счету; два года назад ему уже доводилось играть в Москве. И что музыканты, «рекрутированные» на воронежский концерт – контрабасист Кристоф Валем и барабанщик Томми Крейль – имеют разный рабочий «стаж» в коллективе. С Крейлем Эрман играет уже около пяти лет, а с Валемом – всего несколько месяцев. Материал же, запланированный специально для Воронежа – в основном с двух последних дисков маэстро.

Любопытно, что довольно долго Ярон готовился к карьере баскетболиста. Теперь же, отвечая на вопросы журналистов о своей спортивной юности, отшучивается: баскетболу, мол, очень повезло, что я стал музыкантом. Музыка в свое время явилась для парня каналом выхода энергии. Но баскетболом джазмен интересуется и сейчас: он – активный болельщик. Музыкант признался в симпатии команде «ЦСКА»: пустячок, а приятно. И уже не так обидно за державу…

Юный джазоненавистник

Как слушатель Эрман не стремится выделить для себя какой-то единственный жанр: музыкант, по его признанию, любит и неоклассику, и экспериментальную электронную музыку, и простоватые народные мелодии, и многое другое. В голове такой «коктейль», естественно, создает некоторый информационный заряд, который впоследствии частично интегрируется в собственную музыку. Закон творчества…

– Я никогда себе не говорил, что, мол, такой-то музыкальный ход мне недоступен, потому что это – попса. Или, скажем, классика. Я всегда делаю именно то, что мне хочется, без оглядки на устоявшиеся традиции восприятия. Стремлюсь «рождать» звуки логически цельными, чтобы из них в результате не возникла Вавилонская башня, – откровенничал Эрман.

Рассказал джазмен и о своем преподавателе, который был «ужасным пианистом, но отличным учителем». Тот часто выдавал идеи и концепты, касающиеся импровизации. И старался донести до ученика разницу между процессами: «Либо ты учишь язык, либо ты учишь, как учить язык». Именно благодаря «преподу» у Ярона Эрмана сформировались те приемы работы, которыми он активно пользуется на сцене. Осознание законов жизни позволяет запустить собственный импровизационный процесс.

До шестнадцати лет, однако, будущий всемирно известный пианист джазом не только не увлекался – такая музыка ему, наоборот, не нравилась. Молодой человек был убежден: джаз – «продукт» для стариков (не правда ли, напоминает постулаты наиболее дремучей части российской молодежи?). На тот момент он активно слушал поп- и танцевальную музыку, а также рок-н-ролл. И любит это до сих пор.

Про цифры и талант

Ярон Эрман, помимо всего прочего, – еще и учитель. Правда, признается, что времени на преподавательскую деятельность почти нет: слишком часто приходится выступать в разных частях света и, соответственно, много путешествовать. Но если когда-нибудь музыкант решит плотно заняться преподаванием – посвятит ему очень много времени. Дело, убежден Ярон, слишком важное и ответственное. На своих мастер-классах джазмен старается уделять как можно больше внимания импровизации.

Система импровизаторства, которую берет за основу Эрман, основана на математических законах. В ней все – цифры, помогающие открыть безграничные возможности существующих комбинаций. Каждая секунда – перекресток, от выбора одной ноты зависит целое направление дальнейшего движения. На раздумья времени практически нет: понять, какая комбинация будет идеальной в каждый конкретный момент, необходимо молниеносно. А еще – нужно слушать и слышать партнеров. И в режиме реального времени отзываться своей игрой на идеи, которые они предлагают. Подобные навыки, уверяет Ярон, можно развить.

Что до психологического аспекта создания музыки, то, по меткому замечанию Ярона, в мире мистифицирована идея таланта. По Эрману, в реальности нет генетической предрасположенности к определенным занятиям, профессиям, ремеслам. Так называемый «талант» – всего лишь комбинация IQ (упрощенно – общего интеллекта) и OQ (степени увлеченности конкретной сферой), а также – эмоционального коэффициента.

Магия и сказка

Трио Эрмана отыграло полуторачасовой сет, выйдя, помимо запланированного биса, еще один раз. Благо, воронежские меломаны по достоинству оценили уровень музыки и встречали музыкантов очень горячо.

Меня поразил барабанщик: признаюсь, я думал, что некоторые из используемых им приемов возможны только в электронной музыке. Сам же Ярон продемонстрировал не только мировой уровень владения инструментом (который – лишь техника), но и, что куда более ценно, исключительный вкус и чуткость.

За полтора часа ни разу не стало скучно. Традиционные музыкальные ходы так ловко и едва уловимо вплетались в экспериментальные фрагменты, что никакой перегруженности, иногда свойственной джазу, не было и в помине. В зале установилась атмосфера магии и сказки; недаром программа называлась «Следуй за белым кроликом». Подобный эффект вызвало в свое время воронежское выступление «Квартета Олега Писаренко» – на той же «Джазовой провинции». Здорово, что такая музыка (примеры явления существуют во многих жанрах) иногда звучит в Воронеже.