Газета,
которая объединяет

Прощание с «морем»?

Рубрика: от
Автор:

На минувшей неделе стало известно, что губернатор Алексей Гордеев дал поручение создать рабочую группу, которой предстоит определить будущее воронежского водохранилища. В нее войдут местные ученые, проектировщики и представители общественности. Варианты решений по дальнейшей судьбе «лужи» или «моря» (кому как угодно) вынесут на всенародное обсуждение.

Хотя возраст водохранилища – чуть за сорок, истоки его создания уходят в века. Началось все, как водится в Воронеже, с Петра I. Когда он строил здесь флот, то по его велению вдоль реки были вырублены практически все лесные массивы. Результат – экологическая катастрофа, обмеление реки Воронеж и перенос судоверфи в Таврово. А чтобы «насытить» реку водой, английскому инженеру Пери было поручено построить при впадении Воронежа в Дон деревянную плотину и створчатый шлюз, поднимающие и поддерживающие уровень воды в реке.

Плотина существовала с 1703 до 1931 года, хотя в упадок пришла намного раньше. Ее территория стала источником всевозможных инфекций и рассадником малярийных комаров в нашем городе. Так что первоначально создать водохранилище намеревались не только в интересах промышленности, но и чтобы затопить остатки петровской плотины и избавить Воронеж от проблем с растущим числом инфекционных заболеваний. Хотели сделать это еще в 1937-м, но планы спутала война. Вернулись к проекту только в 70-е, затопив пойменные луга, рощи и леса.

К заявленным целям водоема относились промышленное использование воды предприятиями, разведение рыбы и отдых горожан. Увы, когда-то в реке действительно водились десятки видов рыб, включая даже стерлядь. Рыба есть и сегодня, но в пищу она уже непригодна: сказываются тяжелые металлы и другие малополезные соединения, накапливающиеся в воде. Что касается отдыха горожан, то использовать для него нашу «лужу» опасно как минимум лет двадцать, а то и тридцать. Да и эстетически неприятно: цветение микроорганизмов в воде, бурно размножающиеся водоросли – все это отталкивает купальщиков.

О необходимости что-то делать с водохранилищем заговорили давно. Первые идеи относительно судьбы «моря» стали витать в умах чиновников лет десять назад. Речь шла ни много ни мало – о создании водного парка: с аттракционами, каналами и мостами. Главным же было предложение заимствовать немецкий опыт по очистке Рейна: там за счет намывных островов увеличили скорость водного потока, и река очистилась сама.

Но все проекты разбились о прозу жизни: водохранилище имеет крайне сложную систему собственности – муниципальный берег, региональное ложе и федеральная вода. Чтобы привлечь инвесторов, необходимо принимать совместные и взаимодополняющие решения на всех трех уровнях управления. В те годы это было абсолютно невозможно. Сейчас же изменить ситуацию с водохранилищем вполне реально.

И сегодня надо определяться: что с ним делать? Лично мое мнение – с «морем» надо прощаться. С одной стороны, его осушение и последующее восстановление загаженного ложа – самое непростое и затратное решение. Оно потребует высокой концентрации усилий: вывезти из черты города то, что копилось десятилетиями на дне, будет необходимо в кратчайший период весны или осени, иначе воронежцы просто задохнутся от вони. Но зато так мы решим проблему раз и навсегда – вернем в свое естественное русло реку. А восстановив по ее берегам зеленые насаждения, можем вообще воссоздать естественную экологическую систему этих мест.

Что же касается многомиллиардных затрат, то на самом деле при грамотном подходе город может даже «заработать» на спуске водохранилища. Во-первых, у вывозимых со дна отложений только верхние сантиметры слоя будут опасными отходами. Основная масса – это высококачественные удобрения для сельскохозяйственных земель. Значит, необходимо своевременно их исследовать, сертифицировать и продать селянам.

Второй и самый главный источник прибыли – высвобождающиеся для строительства площади в центре Воронежа. Сейчас водохранилище занимает 70 тыс. кв.км. За рекой и прибрежной зоной останется максимум 20 тыс. кв. км. Значит, на торги можно будет выставлять 50 тыс.квадратов! К слову, это десятая часть той территории, что занимает сегодня Воронеж.

В районе набережной Массалитинова цена сотки земли порядка 1 млн. руб. Но даже если взять «оптовую» стоимость: не так давно строители выкупили 16,5 га земель, принадлежавших ранее ВГАУ, на улице Шишкова. Отдали 43,3 млн.руб. Даже по смешной для центра города цене (2,62 млн.руб.за 1 гектар) мы получаем 131 млрд. руб. за 50 тыс. га. Таких денег достаточно не только для осушения водохранилища, но и для двукратного увеличения бюджета области и города вместе взятых. Быть может, с учетом всего этого нам стоит воспользоваться шансом и закрыть десятилетия мучающую город проблему больного «моря»?!