Газета,
которая объединяет

Успеть за семь месяцев

В реализации инвестпроектов планируется ускорение
Рубрика: от
Автор:

Поток инвестиционных средств в Воронежскую область за последнее время резко увеличился – такая информация прозвучала в среду на заседании правительства Воронежской области, прошедшего под председательством губернатора Алексея Гордеева.

Результаты инвестиционной деятельности в 2011 году и перспективные ее направления в году текущем озвучил вице-губернатор – первый заместитель председателя облправительства Александр Гусев.

По словам Александра Викторовича, в 2011 году суммарный объем инвестиций в экономику региона составил 152,2 млрд. руб., или 110 % к уровню «рекордного» 2010 года. О рекорде разговор неспроста: тогда при общероссийском показателе роста в 106% Воронежская область продемонстрировала результат в 131,8%, что позволило ей занять 11-е место в Российской Федерации по данному критерию.

– Не надо думать, что такой результат достигнут только благодаря тому, что за основу были взяты показатели кризисных лет, – сказал он. – Для сравнения: в докризисном году суммарный объем инвестиций в экономику Воронежской области составил всего лишь 94 миллиарда.

Уход от личного фактора

По словам вице-губернатора, в 2012 году прирост по отношению к 2011-му ожидается на уровне 12%. В последующие два года – не ниже 15%. Такой результат будет достигнут, прежде всего, через создание благоприятной инвестиционной среды и использование личностного фактора губернатора, под которого в область приходят крупные инвесторы. Впрочем, постепенно надо переходить и к системной работе – важные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в области принята программа повышения инвестиционной привлекательности на 2011-2015 гг., ряд иных документов, регламентирующих работу с инвесторами. С трех лет до одного года сократились сроки принятия решений по реализации инвестиционных проектов. Но и этот показатель можно и нужно улучшать.

Решить эту задачу поможет дорожная карта инвестора, разработка которой завершается в правительстве. Данный инструмент, во-первых, предполагает создание пошагового сценария развития отдельных факторов инвестиционного климата. Во-вторых, он содержит описание мероприятий, которые необходимо реализовать инвестору при работе над проектом. Дорожная карта въезда и пребывания будет разработана и для иностранных инвесторов, реализующих в области социально значимые проекты. Ожидается, что она позволит снизить временные затраты представителей бизнеса еще на 70 дней.

К чему уже привело изменение подходов? Прежде всего к большей эффективности вкладываемых в привлечение инвестиций средств областного и федерального бюджетов. Просчитано, что на каждый рубль господдержки бизнесмены вкладывают 73 рубля.

В поисках ресурсов

Прямая господдержка должна в скором времени выйти на первое место среди причин роста инвестиционной активности в регионе. Причем, заключается она не только в прямых субсидиях представителям бизнеса, но и в развитии инфраструктуры площадок, на которых предполагается размещение новых предприятий. Уже 600 млн. руб. вложено в строительство индустриального парка «Масловский», где размещено или принято решение о размещении 14 производств с общим объемом планируемых инвестиций более 22 млрд. руб. Завершается процесс формирования заявки на придание индустриальному парку статуса особой экономической зоны, что позволит ввести там упрощенный таможенный режим. В областном правительстве рассматривают варианты создания индустриальных парков в Бобровском, Лискинском и Новоусманском районах.

Впрочем, столь явная активизация деятельности по привлечению инвестиций в регионе приводит к дефициту средств на господдержку. В 2012 году при условии сохранения существующего финансирования он составит 192 млн. руб. Если не увеличить количество выделяемых средств, то в следующем году эта цифра вырастет до 400-500 млн. Плюс к этому еще 600 млн. руб. потребуется на вложение в инфраструктуру индустриального парка «Масловский». Решение проблемы – в синхронизации средств господдержки с объемами направляемых в область инвестиционных ресурсов. Кроме того, дополнительные средства можно получить от реализации инвестпроектов, включенных в программу социально-экономического развития области. Источниками могут являться и инвестиционные программы энергоснабжающих предприятий, и даже средства дорожного фонда, направляемые на строительство магистралей в районы, где реализуются крупные инвестиционные проекты.

В то же время необходимо сосредоточить особое внимание на повышении инвестиционной деятельности районов с низким уровнем экономического развития. В настоящее время к таковым относятся Бутурлиновский, Верхнемамонский, Кантемировский, Петропавловский, Репьевский, Терновский районы. Тем инвесторам, которые решат организовать здесь свое производство, будут дополнительные преференции. И сегодня власти этих районов уже заявляют о скорой реализации на подведомственной территории 22 проектов с объемом вложений порядка одного миллиарда руб.

Серьезным конкурентным преимуществом Воронежской области для привлечения крупных инвесторов Александр Гусев считает наличие здесь серьезного кадрового резерва. Впрочем, для того, чтобы этот фактор заработал в полную силу, необходимо четкое взаимодействие бизнес-сообщества, Торгово-промышленной палаты Воронежской области с департаментом образования региона по вопросам координации программ обучения на базе, прежде всего, среднего профессионального образования. Такое взаимодействие становится особо важным, учитывая создание в области ресурсных центров подготовки кадров в сельском хозяйстве и машиностроении.

Защитить инвестора

Председатель областного совета профсоюзов Алексей Овчинников высказал мысль о том, чтобы прописать отдельной строкой меры по социальной ответственности инвесторов (особенно иностранных) перед трудовыми коллективами. Ведь в области уже были негативные примеры работы зарубежных компаний, приведшие к массовым сокращениям на уже работавших ранее производствах и снижению уровня заработной платы. Губернатор Алексей Гордеев дал задание принять решение по этому вопросу, отметив, правда, что такие случаи для региона – единичные. Зарубежные же инвесторы, считает губернатор, чаще сами нуждаются в защите.

– При реализации проекта «Талекс» в Верхнехавском районе нам даже пришлось вставать на защиту бизнеса от контролирующих организаций, – напомнил он. – Кое-кто просто решил использовать эту ситуацию в своих целях и начал «давить» инвестора. А привлекательность региона во многом зависит от того, будет ли видеть инвестор, что его здесь не только поддерживают, но и защищают. Все должны понять: если люди создают производство, вкладывают в него свои деньги – это хорошо. Это та курица, которая вырастет из сегодняшнего цыпленка, и будет нести золотые яйца.

Критерии под вопросом

На заседании правительства также были подведены итоги реализации в 2011 году указа президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и определены задачи по улучшению значений показателей на предстоящий трехлетний период.

По словам руководителя департамента экономического развития области Анатолия Букреева, эффективность деятельности органов исполнительной власти регионов в прошлом году оценивалась по 329 критериям. По предварительным данным Министерства регионального развития РФ, по уровню эффективности область повысила свой рейтинг с 36 до 27 места, по комплексной оценке продолжает занимать 17 место, по динамике эффективности – 4-5 места. По сравнению с 2010 годом в рейтинге субъектов РФ область поднялась по уровню бедности с 76 места на 54, по объему прямых иностранных инвестиций – с 58 места на 27, по индексу промышленного производства – с 69 места на 37, по удельному весу прибыльных, крупных и средних сельхозорганизаций – с 64 места на 40-е.

– Критерии, применяемые при оценке эффективности, нередко бывают неоднозначными. Я бы, например, оставил один критерий – это количество коров, – пошутил Алексей Гордеев. – А так, отношение населения и предпринимателей к власти – вот два главных показателя, которые и надо брать в первую очередь во внимание каждому руководителю, будь то руководитель района или департамента, или губернатор.