Газета,
которая объединяет

Большие перемены

Какие новшества ждут школы и детсады Воронежа в новом учебном году
Рубрика: Социум№ 95 (1523) от
Автор: Александр Пылев

Все минувшее лето в городе активно ходили слухи о том, что с 1 сентября обучение в средней школе станет платным. Масла в огонь добавила история с гимназией при социальном университете, в котором родителям предложили финансировать образовательный процесс своих детей.

Ко всему прочему, заговорили о том, что в городе закрываются все вечерние школы, и порядка 3 тысяч человек лишатся возможности получить среднее образование. Не меньше пересудов ходило и насчет детских садов. Мол, просто так в них теперь не попадешь: надо обязательно «доплатить». При этом назывались разные цифры «мзды» – вплоть до 50 тыс. руб.

Есть ли зерно истины в подобных разговорах? Какие изменения действительно произошли в наших школах и детских садах? За ответами корреспондент «Берега» обратился непосредственно к директору департамента образования Воронежа Константину Викторову.

На плечи города

– Итак, ситуация с бывшей 41-й школой благополучно разрешилась. Но почему она вообще возникла?

– Еще в 2002 году на базе 41-й школы была создана школа, как структурное подразделение Московского государственного социального университета. Долгое время его финансирование осуществлялось за счет субвенций из областного бюджета. В прошлом году региональная контрольно-счетная палата, проверяя деятельность образования области, установила, что подобная схема финансирования противоречит новому закону. По нему субвенции субъекта федерации могут идти только муниципальным или областным образовательным учреждениям. В результате руководство РГСУ должно было найти свои источники финансирования. Но вместо этого они просто предложили родителям продолжить обучение на платной основе.

С точки зрения мэра Воронежа Сергея Колиуха и нашего департамента, подобная схема является нарушением Конституции РФ, гарантирующей бесплатное среднее образование гражданам страны. Накануне начала учебного года у главы Воронежа прошло совещание с представителями всех заинтересованных сторон. На нем было принято решение: с 1 сентября гимназия функционирует в том же режиме и обучает детей на бесплатной основе. Параллельно будет создаваться муниципальное образовательное учреждение, которое разместится в помещениях РГСУ. Оставшиеся площади филиал университета сможет использовать для обучения студентов. Все расходы по функционированию будущей школы возьмет на себя город. А детям и педагогам предложат перейти в новое учреждение. То есть главное требование родителей – сохранить школу в шаговой доступности от их домов – будет выполнено.

– А за предоставленные площади филиала РГСУ будет платить бюджет города?

– Нет, здание – собственность муниципалитета. В свое время по согласованию с городской Думой его передали университету в пользование на 49 лет. Но теперь будет подписано соглашение об изъятии необходимых для школы помещений.

Остается бесплатным

– А что происходит с вечерними школами Воронежа?

– Закрыты они не будут. Просто анализ эффективности их работы показал необходимость реорганизации нынешней системы. И главой города было принято решение о слиянии ряда образовательных учреждений. Три вечерние сменные школы – №5 Советского района, №6 Ленинского и 15-я Коминтерновского района – присоединяются к открытой сменной школе №11 Центрального района. Решение позволит повысить наполняемость вечерних школ и создать условия для реализации стандартов общего образования. При слиянии мы учитывали и территориальную расположенность этих учреждений. 11-я находится в центре Воронежа, с удобными подъездными путями из любой точки города. А 6-я располагается в районе улицы Грамши, где нет нормальных подходов и подъездов. При этом 5-я и 15-я – в помещениях, не обеспечивающих необходимые условия.

– Еще летом среди воронежцев пошли слухи о том, что с нового учебного года бесплатными в школах останутся только несколько базовых предметов. А за все остальное придется платить.

– Разговоры были связаны с принятием закона «Об образовании в РФ» и переходом на новые образовательные стандарты. Но говорить о плате за обучение в средней школе – беспочвенно. Об этом неоднократно заявляли все высшие должностные лица страны. То, что положено нашим гражданам в качестве общего бесплатного образования – сохранится в существующих объемах. Но это не исключает дополнительных платных услуг по желанию родителей. Хотят они, например, обучать ребенка второму иностранному языку или хореографии, или более глубоко – информационным технологиям? В таком случае заключается договор со школой и эти запросы реализуются.

Открыто и коллегиально

– Правда ли, что за устройство в детский сад необходимо платить несколько десятков тысяч рублей?

– Нам иногда приходят письма, что, мол, «у меня нет столько денег, сколько требует заведующая, чтобы устроить моего ребенка в детский сад». Каждая подобная информация тщательно проверяется. К счастью, при детальном расследовании выяснялось: подобные обращения базировались исключительно на бытовых разговорах. Я не могу на 100 процентов исключить наличие коррупционных моментов. Но когда подобные факты подтверждались, руководители учреждений дошкольного образования несли серьезную ответственность – вплоть до увольнения.

Наш департамент регулярно контролирует детские сады, сверяя те путевки, которые выдает районная комиссия по комплектованию, и приказы о зачислении. Так вот, за последние два года не выявлено ни одного случая расхождений. Руководитель дошкольного учреждения может принять ребенка в сад только по путевке комиссии по комплектованию. Более того, с введением электронной очереди в детские сады контроль еще более упростился. Теперь любой житель города может зайти на сайт администрации Воронежа и посмотреть, как продвигается очередь и как идет комплектование групп. Даже встать в очередь теперь можно интерактивно, подав документы через этот сайт.

– Некоторые стоят в очереди одними из первых, а потом при комплектовании узнают, что они в детский сад не попали.

– Проблема связана с тем, что на сегодня наши сады принимают даже больше воспитанников, чем позволяют их площади помещений. И при этом, кроме «живой» очереди, существует еще целый ряд категорий, которым по решению районных комиссий по комплектованию места предоставляются в льготном порядке. Скажем, это одинокие мамы, притом воспитывающие нескольких детей. Они могут обеспечить финансирование семьи, лишь выйдя на работу и сдав ребенка в садик. Но все подобные случаи рассматриваются индивидуально, а решение комиссии принимается коллегиально.

– Сколько за последнее время у нас появилось новых мест в садиках?

– В 2011 юбилейном году нам удалось ввести порядка тысячи дополнительных мест, а это, кстати, соответствует пяти новым детским садам. В 2012-м выйдем на цифру около 680. Но решить проблему дефицита без строительства новых дошкольных образовательных учреждений – невозможно. Первоочередные потребности города прописаны в долгосрочной муниципальной целевой программе, рассчитанной до 2014 года. Среди намеченных объектов – детские сады на ул.Ростовской, на Ломоносова, в районе больницы «Электроника», в микрорайонах Подклетное, Подгорное, зарезервирован участок в Репном. Кроме того, мы направили наши предложения в областную целевую программу строительства детских садов, которая сейчас разрабатывается.

До 100 тысяч учеников

– В этом году в школы пошло почти на 3 тыс. больше детей, чем в 2011-м. Здесь дефицита мест нет?

– Есть школы, загруженные под завязку. Например, 54-я в районе мостозавода. Школа старая. В свое время был проект ее реконструкции, но демографический спад приостановил планы. В ближайшее время мы начнем заниматься вопросом возведения пристройки к этой школе.

Есть учебные заведения, которые очень загружены, потому что широко востребованы со стороны населения. Например, гимназия им. Басова, средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов и т.д. Многие хотели бы в них попасть, но, к сожалению, они не способны принять всех желающих по санитарным нормам.

При этом существуют школы, рассчитанные на 1200-1300 человек, в которых занимается порядка 500-600. Например, 92-я в Шилово. Когда-то планировалось, что в микрорайоне будут строиться новые дома, появится атомная станция. Но планы не реализовались, а большую школу уже построили.

В целом, если говорить о проектной мощности наших образовательных учреждений, то они могут принять до 100 тыс. школьников. Поэтому нынешние 80 тыс. – далеко не предел.

Другой вопрос, что в ряде микрорайонов не хватает школ в шаговой доступности. Но в наших ближайших планах – возведение школы в микрорайоне «Дубрава». Определены участки для строительства на ул.Ломоносова. В пос. Репное уже готов нулевой цикл нового образовательного учреждения.

Еще одна проблема – территориально отдаленные от школ микрорайоны, например, район нефтебазы. Там организован подвоз учащихся автобусами. Это делается на протяжении многих лет бесплатно для родителей, за счет бюджета Воронежа. С этого года по решению мэра техническое обеспечение процесса перевозок передано МКП «Воронежпассажиртранс». Ведь осуществлять перевозки – не профильное занятие для школ. Лучше доверить подобную работу тем, кто является специалистом в данной области. Школы же будут обеспечивать меры безопасности при перевозке детей и их сопровождение.