Газета,
которая объединяет

Не стучатся в дверь ко мне?

Почту в Воронеже накрыла волна оптимизации

В «Берег» пришло письмо. Своими ногами. Чтобы пожаловаться на отсутствие ног у почтового отделения №62 на улице Путиловской. Пенсионер Мария Ивановна Ряжских принесла коллективную жалобу от жителей микрорайона.

Цитируем письмо практически целиком: «Мы, жители Советского района, /…/ в течение трех месяцев не можем получить квитанции по оплате ЖКХ, газеты и другие услуги. При обращении в почтовое отделение нам отвечают грубостью, мотивируя это тем, что некому работать. Выбрасывают квитанции, и люди их выбирают сами, а это ведь документы.

В результате мы не можем оплатить за услуги ЖКХ вовремя. А это все волнения и неудобства. Прикладываем фотографии по обслуживанию клиентов.

Убедительно просим вас разобраться по этому вопросу и принять меры». (Всего 18 подписей).

На приложенных четырех фото были изображены стопки квитанций, лежащие рядом с пустыми картонными ящиками. На двух фото эти стопки документов ворошили чьи-то немолодые руки. Мария Ивановна от себя добавила, что квитанции приходилось искать чуть ли не на полу. Оставила свой домашний телефон (потому что сотового вспомнить не смогла) и ушла.

А журналисты «Берега» стали раздумывать над последней строчкой жалобы. Какие меры мы в силах принять? Только те, что заключены в просьбе «разобраться по этому вопросу».

Отправляясь на следующий день в почтовое отделение №62, мы собирались прихватить с собой Марию Ивановну. Но телефон старушки не отвечал, при вызове с мобильного сразу сбрасывался. Адреса пенсионерка не оставила, так что солидарных с жалобой клиентов почты мы ожидали обнаружить на месте.

Внутри отделения у окошка оператора стояла очередь из шести человек, за столом у окна сидели две пожилые женщины. К ним первым журналист «Берега» обратился с вопросом о работе почты. Очень расстроенная женщина поведала, что второй день подряд приходит сюда, чтобы узнать, от кого пришло заказное письмо ее усопшему мужу.

«Мне говорят, чтобы муж пришел за письмом. А он полгода назад умер. Я хочу узнать, что за письмо, а мне грубят и говорят – приходите завтра», – рассказала вдова.

Что ж, настало время строго спросить с заведующей отделением.

Ею оказалась первая девушка, которую мы окликнули. Представилась Вероникой Александровной Пригородовой, начальником на подмене. По словам Вероники Александровны, «две недели назад коллектив отделения во главе с заведующей уволился по собственному». Сегодня вместе с начальником на подмене работают три человека.

– У меня прямая обязанность ездить по отделениям и помогать, чем я могу. И задолго до всеобщего увольнения приходила, оператором на кассе работала или на доставке сидела, здесь очень большой объем работы. Вон я в кладовку зашла и потерялась там, – сообщила Вероника Пригородова. По ее словам, нехватка сотрудников наблюдается по всему городу. И в момент, когда мы ее окликнули, начальница на подмене шла из кладовой к окошку оператора, у которого образовалась шеренга людей. Очередь недобро посматривала на нас, пока к окошку не подошла другая девушка-оператор.

При этом новая заведующая отвергла самые страшные обвинения из письма-жалобы: «Пенсию мы не переставали носить, потому что ее обязаны носить каждый месяц. То, что задержка по платежкам получилась конкретно по трем месяцам, тоже вранье. Это в прошлом месяце у нас ситуация была, когда все уволились – начальник, зам, все почтальоны и операторы. А предыдущие два месяца платежи мы приносили. Те, кому не донесли квитанции, конечно, приходили и жаловались. Но срок платежей уже прошел, а тут был ворох работы, надо было пенсиями заниматься. И хотя у вас на фото квитанции показаны (смотрит на снимки – прим. авт.), я не знаю, где это снято. Не могли они у нас лежать, чтобы люди сами в них копались».

Жаль все-таки, что телефон Марии Ивановны не отвечал. Очная ставка в отделении связи была просто необходима. Зато здесь присутствовала вдова, второй день подряд ожидающая заказного письма на имя умершего мужа. Она в слезах подошла к заведующей Пригородовой. «Посылки, как и письма, выдаются только тому, кому адресованы. Или – по доверенности. По закону мы пишем пометку, человек умер, и посылка возвращается обратно…» – начинается официальное разъяснение.

– Но почему вы сразу женщине это не объяснили? – спрашиваем у заведующей.

– Да, почему? – вопрошает вдова.

Вероника Пригородова отвечает, что первый раз видит вдову. Та не уверена, что беседовала именно с Вероникой, но хорошо запомнила «грубый прием, оказанный девушкой-сотрудницей». Вдова просит, чтобы ей хотя бы сказали, от кого пришло письмо. Начальница на подмене Вероника еще пару минут не сдается и, наконец, выпаливает: «Из ГИБДД это письмо, о штрафе вашего мужа сообщает». «Да в гробу я видала этот штраф. Он полгода уже за руль не садился», – отвечает вдова, и на том эпопея с заказным письмом завершается.

– Собиралась сюда насовсем переходить, мне от дома недалеко. Но если нет штата, как работать? – риторически замечает Вероника на прощание. По ее мнению, работники стали разбегаться при переходе на сдельную оплату труда. «Нас об этом предупреждали, год это известие обсуждали, не знали, чего ждать, и в принципе – дождались», – заключает временная заведующая.

А вот что нам рассказала непосредственный руководитель Пригородовой, начальник отделения эксплуатации главпочтамта Людмила Путятина.

– Ситуация, подобная той, что сложилась в отделении на Путиловской (когда уволились заведующие и большая часть коллектива), наблюдается еще в пяти почтовых отделениях Воронежа. Учитывая, что в городе 70 отделений – это не катастрофа. Обычно летом возникают подобные проблемы. Это «летняя проблема». Со сдельной оплатой это напрямую не связано, ведь она подразумевает рост зарплаты – чем больше сделал, тем больше получил. Хотя зарплата операторов и почтальонов в среднем остается небольшой: чуть более или менее 10 тыс. руб.

По словам Людмилы Путятиной, актуальная проблема нехватки людей решается следующим образом: «Во все газеты разосланы объявления об имеющихся вакансиях. Заключен договор с биржей труда, она направляют к нам операторов. Снимаются работники с других, менее загруженных работой мест». Совсем скоро, а именно с 15 числа, ожидает пополнение и отделение №62.

Что примечательно в этой истории? Мы рассмотрели ситуацию с разных уровней ее восприятия – от пенсионеров до руководителя из главпочтамта. И характерно, что обстановку в зоне собственной ответственности респондент всегда воспринимает как нормальную. Но не скупится на мрачные краски там, где его ответственность заканчивается. Так, начальник отделения эксплуатации главпочтамта признает проблему, но считает, что во всем виновато лето. Временно заведующая отделением рисует безрадостную картину на почтамтах, но отвергает обвинения жителей непосредственно в свой адрес. А жители… Ну, вот Мария Ивановна  – принесла письмо и пропала.

Впрочем, бабушка уж точно не виновата, что на почте не хватает почтальонов. Ну, незавидная это сегодня профессия.