Газета,
которая объединяет

Между огнем и рукою

В музее им. Крамского открыта юбилейная выставка великого художника
Рубрика: от
Автор:

К 175-летию со дня рождения Ивана Николаевича Крамского, чье имя носит Воронежский областной художественный музей, в его выставочном зале (первый этаж) развернута выставка «Художник и гражданин».

В экспозицию, впервые предельно полно представляющую произведения живописи и графики знаменитого мастера, вошло свыше 40 произведений. На зрителя «вышли» все полотна Крамского из постоянной музейной экспозиции и фондов плюс живописные и графические работы Ивана Николаевича из Острогожского историко-художественного музея, также носящего имя Крамского. Напомним, что выдающийся художник – уроженец Острогожска.

Дела семейные

Анализировать гениальные творения так же неумно, как и восхищаться ими во всеуслышанье. Поэтому – сугубо справочный вариант содержания выставки: в экспозиции преобладают портретные работы. В биографическом плане наиболее интересны изображения членов семьи художника: супруги Софьи Николаевны, сыновей Анатолия и Николая, дочери Софьи, в замужестве Юнкер, впоследствии ставшей художницей. Экспонируются несколько ее произведений, среди которых особенно ценен живописный портрет Крамского, исполненный в год смерти Ивана Николаевича(1887). Это одна из самых ранних работ Софьи Юнкер, принесшая ей известность.

Примечательна графика, представленная в экспозиции: эскизы и наброски к полотнам «Майская ночь», «Поход Олега на Царьград». По личному ощущению, рисунки Ивана Николаевича – особо трогательные. Говорящие о том, как он любил и жалел все живое. И, само собой, об его отношении к делу…

«Я много потратил времени на рисунок, я лишался аппетита, когда нос оказывался не на своем месте или глаз сидит недостаточно глубоко; это было сущее несчастье. Но, наконец, я овладел материалом, я достиг до известной степени согласия между внутренним огнем, который там клокочет, и рукою, хладнокровно и спокойно, как будто нет никакой лихорадки, работающею…» Признание, тянущее на исповедь.

Вообще иллюстративный (вспомогательный) материал, подобранный для выставки, – интереснейший. Размышления и терзания Ивана Николаевича, данные в точных цитатах – убедительнее самого тонкого анализа его творчества.

К визиту академиков

«Неисправимый» реалист Крамской, к примеру, удивляет суждением об импрессионистах, к которым, вообще говоря, относился с подозрением – по причине их стремления «делать так, как кажется». Однако…

«Там есть нечто такое, что нам нужно намотать на ус самым усердным образом – это дрожание, неопределенность, что-то нематериальное в технике, эта неуловимая неподвижность натуры, которая, когда смотришь пристально на нее, материальна, грубо определенная и резко ограниченна, а когда не думаешь об этом и перестаешь хоть на минуту чувствовать себя специалистом, видишь и чувствуешь все переливающимся и шевелящимся и живущим. Контуров нет, света и тени не замечаешь, а есть что-то ласкающее и теплое, как музыка…»

В экспозиции выставлены несколько портретов самого Ивана Крамского, выполненных его талантливыми учениками – Н А. Ярошенко, М. Л. Щербатовым, А. И. Корзухиным.

К выставке готовится каталог, но это пока – дело будущего. А в настоящем стоит отметить, что обнародованы произведения мастера накануне большого события – Острогожского пленэра, на который съедутся художники из разных городов, включая столицу нашей Родины. Оттуда прибудут академики, член Российской Академии художеств…

– Это люди, которые знают о Крамском достаточно много, – рассуждал директор музея Владимир Добромиров. – И тем не менее, когда они, посмотрев эту выставку, уедут на пленэр – ощутят мощный импульсный толчок к осознанию серьезности подхода художника к искусству. Потому что для большинства личность Крамского олицетворяет понимание искусства как общественного служения вечным идеалам. Ради гуманного преображения жизни.