Газета,
которая объединяет

Его Сибириада

В галерее «ХЛАМ» открыта персональная выставка Валерия Рослякова
Рубрика: от
Автор:

Этот человек прожил недолгую жизнь, но счастливо продлил ее творчеством: сибирский художник Валерий Росляков – автор живописи и графики, которая сегодня экспонируется в галерее современного искусства «ХЛАМ».

Просвещенного читателя-зрителя, знающего галерею как место встречи с актуальными художниками, спешу переориентировать: Росляков – чистой воды реалист. Увидев, однако, его работы, согласится и ярый противник этого направления: реализм реализму рознь. И все-таки – по какой причине «ХЛАМ» выставил то, что в «обычной» галерейной жизни ему не свойственно?

Некорректный вопрос

– Таких причин – три, – отвечал директор галереи Алексей Горбунов. – Во-первых, я решил продемонстрировать ширину границ наших выставок. Во-вторых, проявить определенный гуманизм – и к зрителям, и к художникам. Кроме того, я люблю Сибирь, люблю сибиряков, и мне нравится искусство Валерия Рослякова. Третья причина – личная: первые полтора года жизни я провел в Сибири. Последующие – в Архангельской области. С тех пор неравнодушен к тем местам, к людям, их населяющим…

Дальше Алексей Юрьевич внезапно «перераспределил» роли – задал вопрос мне. Спросил, существует ли, на мой взгляд, какая-либо градация художников, позволяющая сказать, кто из них какого уровня, класса, сорта дарования… Сдается, такой градации нет: каковы, на самом деле, критерии творчества, если вести речь об абсолютно разных авторах? Полярных подчас величинах? И по эстетике выражения взглядов и мыслей, и по мироощущению? Это все равно, что сравнивать оперу со спектаклем, скажем, театра кукол. И напряженно гадать: которая из двух постановок лучше? Нет на этот – некорректный! – вопрос ответа. Есть только один признак состоятельности произведения (а значит – меры таланта его автора): трогает – не трогает.

Лично меня Валерий Росляков тронул. В его работах виден характер автора, скуповатый на бурное выражение чувств. Понятно, что человеку было свойственно сосредотачиваться на собственных состояниях: именно поэтому реализм Рослякова – не совсем реализм. Для «совсем» он темноват, сложноват по колориту, излишне сгущен: художник явно бежал от мажора во всех его проявлениях. Даже воздух на картинах – при том, что прозрачность его, невесомость переданы – в оковах не самого безоблачного настроения… То, что Росляков как бы притягивал свой скорый уход – а прожил он 49 лет – для меня очевидно. «Румяная» сторона дела его не привлекала. Подтексты – напротив.

Первый шаг

Вместе с тем колорит (именно, замечу, сибирский, непритязательный в своей емкой философии – насколько я могу судить о том, будучи жительницей Черноземья) – не главное достоинство произведений Валерия Рослякова. Куда важнее то, что этот человек не признавал фальши, искусственности, деланности – в искусстве уж точно. Даже ракурсы его изображений (не говоря уж о содержании работ) подтверждают это свойство: художник нигде не смакует парадную, а тем более помпезную сторону жизни. Все у него предельно скупо и точно: косые колья заборов невзрачного сибирского поселка, обычный (бытовой, я бы сказала) пейзаж перед бревенчатыми избушками, где главные действующие «лица» – трава, облака и т.п. – вот типичный Росляков. А еще – портреты! Восклицательный знак, правда, отнесу не к каждому из них (как портретист, показалось, художник находился в поиске и до конца сложиться не успел), но, к примеру, портрет жены или старого медвежатника дяди Миши – стопроцентные вещи, классика жанра. Благодаря им понимаешь: художник умел видеть человеческую сущность (и чистоту!) с той въедливой проницательностью, которая присуща талантливому психологу.

В целом, однако, Валерию Рослякову дифирамбов петь не хочется – они только принизят его сибирское достоинство, ошельмуют вдумчивость и неспешность, присущие автору, элегическую камерность работ (это – в основном, к пейзажам, которые выполнены на холстах небольшого формата). Они, работы, говорят сами за себя – их и смотрите в «ХЛАМе». Пользуясь уникальной возможностью: когда еще доведется встретиться с лирической Сибириадой во всей ее откровенности и прямоте?..

Очень болеет за сохранение творческого наследия Рослякова его вдова, Галина, переехавшая на воронежскую землю по семейным обстоятельствам. Интеллигентный и образованный человек, прекрасно понимающий меру таланта своего мужа, она очень хочет, чтобы его произведения попали если не в музей (что, конечно, предпочтительнее прочих вариантов), то хотя бы в хорошие коллекционерские руки. Надеюсь, показ в «ХЛАМе» – первый шаг по этому пути. И шаг очень уверенный.