Газета,
которая объединяет

Безумство храброго

В Петровском пассаже открыта выставка петербургского скульптора
Рубрика: Культура№ 103 (1531) от
Автор: Оксана Мишина

Скульптура и графика, объединенные в выставку «Индустриально-технократический эпос» – так выглядит пришествие на воронежскую землю петербургского скульптора Федора Крушельницкого. Его работы экспонируются в Петровском пассаже и представляют собой свое­образный памятник ушедшей эпохе Серпа и Молота, героических летчиков, стахановцев, физкультурников, колхозников, горняков и прочих знаковых деятелей совдепии.

Сложно сказать, насколько произведения Крушельницкого соотносятся с лучшими образцами современного искусства. Насколько они конкурентоспособны с творениями самых «отпетых» оригиналов жанра. В любом случае мимо них не пройдешь: работы питерского мастера свежи и смелы. Основательны и лаконичны. И по-своему патриотичны: человек, равнодушный к советскому прошлому, аллюзиями из этого прошлого жить (то бишь – переносить их в работы) не будет.

Ирония, коей напитаны творческие идеи – верный признак смелости и самостоятельности автора. Крушельницкий умеет быть остроумным и эпатажным, балансируя на грани хорошего тона. Обаяние его творений – отражение незашоренного взгляда на вещи. Мастер придумал собственную систему изобразительных знаков, собственный выразительный язык, результат чего – яркий, сочный, узнаваемый стиль. Поиск новой формы не является для Федора самоцелью – форма органична его творчеству в целом как некая модель универсума.

Крушельницкий работает в технике бронзового литья и керамики, режет скульптуры из дерева. И именно металл, дерево и керамику считает главными учителями – они, дескать, сами подсказывают, что с ними можно сделать.

«Самобытность художника обусловлена его способностью иронизировать над собой и предшествующим опытом. Этим во многом объясняется его умение не попадать в стилистические ловушки, расставленные нашими великими предшественниками», – пишут о творчестве Крушельницкого критики.