Газета,
которая объединяет

Гражданский контроль на дорогах

Рубрика: от
Автор:

Недавно узнал о весьма интересной инициативе Красноярского ГИБДД. Тамошние полицейские раздали всем желающим устройства видеофиксации и отправили на оживленные перекрестки снимать нарушения ПДД, объявив, что будут принимать записи с частных видеорегистраторов, на которых запечатлены нарушения, и пост-фактум выписывать штрафы.

Красноярские полицейские первые, кто пошел на такой шаг, но сама идея витала в воздухе. Признаться, я тоже давно обдумывал подобную систему. Согласитесь, на каждый перекресток или пешеходный переход нельзя поставить по сотруднику ГИБДД. Как тогда обеспечить неотвратимость наказания, которая является наиглавнейшим фактором работы правовой системы? Привлечь к этому водителей – самый простой шаг, ведь от коллег по транспортному потоку не укроется ни одно нарушение.

Говорят, в Красноярске нашлось немало добровольцев последить за нарушениями земляков – как среди бывших сотрудников МВД, так и со стороны рядовых автовладельцев. Видеоролики передаются в ГИБДД, инспекторы просматривают их и, если находят нарушения ПДД, выписывают штрафы, которые потом отправляют почтой. А в среде автовладельцев разгорелась дискуссия – насколько уместна такая инициатива.

Аргументы сторонников фискального видео понятны. Возможность «нажаловаться» является чуть ли не единственным способом привлечь нарушителя к наказанию. Если ДТП не произошло, то потенциальный виновный выйдет сухим из воды и будет нарушать дальше, а после штрафа (второго, третьего…) есть шанс, что одумается и пересмотрит манеру вождения.

Кроме того, с видеокамерой куда легче привлечь к ответственности водителей с «блатными» номерами. Их сотрудники ГИБДД порой просто не замечают, что бы те ни вытворяли на дороге. Но когда есть запись, замять дело не так просто: видео быстро распространяется в Интернете, вызывает резонанс. Однако и у противников такой меры есть свои аргументы.

Во-­первых, далеко не всегда по записи можно оценить все нюансы ситуации, рассмотреть номерные и дорожные знаки, сигналы светофора. А принимать решение без этой информации чревато ошибками и привлечением к ответственности невиновных. Не стоит забывать, что большинство бытовых видеорегистраторов имеет низкое разрешение, которого может и не хватить для доказательной базы.

Во­-вторых, не секрет, что в некоторых ситуациях невозможно проехать так, чтобы не нарушить правила. Например, когда для объезда ДТП приходится выезжать на встречную полосу. Адекватные сотрудники полиции, даже видя такое нарушение, обычно относятся к нему снисходительно, но говорить за всех не приходится.

Наконец, нужно учитывать менталитет. В нашей стране сотрудничество с правоохранительными органами считается чем-­то позорным и недостойным. Отечественный водитель лучше догонит и «поучит» обидчика на дороге (и сам неоднократно нарушит ПДД), чем сообщит о факте в полицию. И никакими логическими аргументами такую позицию не изменишь.

Для сравнения: в Европе, США и Канаде практика сообщений о нарушениях ПДД – самое обычное явление, а в Японии даже не обязательно снимать видео, можно просто позвонить в полицию и сообщить, что такой­то автомобиль не пропустил пешехода на переходе – этого достаточно, чтобы начать «расследование». В большинстве стран доказательства все-­таки нужны, но бытовой видеозаписи вполне достаточно. Причем никто не считает тех, кто сотрудничает с полицией, «стукачами», наоборот, считается, что они предотвращают ДТП, заблаговременно указывая органам правопорядка на возможных виновников.

Позволю себе высказать свое личное мнение по этому вопросу. Я полностью поддерживаю такую инициативу. Только таким методом можно снизить реальное количество нарушений ПДД и, как следствие, аварий. Если ты знаешь, что за свой маневр получишь штраф, сто раз подумаешь, стоит ли его совершать.

Я бы предложил еще более радикальный вариант. Чтобы стимулировать водителей присылать видео, можно выплачивать им небольшой процент от штрафа. Даже 10 процентов вполне хватило бы. Заснял, как кто­то едет по встречке (штраф за это 5000 руб.) – получи 500 руб. на специальный счет. Отбоя от желающих в таком случае не было бы.

Конечно, «ездюки», которые привыкли нарушать повсеместно, взвоют, но после трех-­четырех квитанций поймут, что дешевле соблюдать ПДД. Не сомневаюсь, что первое время ситуация на дорогах накалится, все будут подозревать друг друга, наверняка появится новый тип «развода» на липовых нарушениях (сотрудники полиции давно доказали, что «креативно» установленная видеокамера может сделать виновным кого угодно), но потом все наверняка устаканится. Сотрудники ГИБДД научатся определять лжеролики, а водители поймут, что езда по правилам – это норма, за отклонение от которой последует неотвратимое наказание.