Газета,
которая объединяет

За гранью страха

В Воронеже выступает дрессировщик, который еле выжил после нападения тигра
Рубрика: Культура№ 105 (1533) от

Легендарный цирк Никулина гастролирует в Воронеже до 21 октября и, поверьте, на эту программу непременно стоит сходить и детям, и взрослым. Тур приурочен сразу к двум знаменательным событиям – 130-летию со дня основания Московского цирка Никулина на Цветном бульваре и 90-летию со дня рождения непревзойденного клоуна всех времен и народов Юрия Никулина. Программа оправдывает статус юбилейной – в ней собраны только самые лучшие номера цирка на Цветном бульваре.

Это шоу аргентинских попугаев Татьяны и Александра Долгаевых, южноамериканские еноты-носухи, а также королевские пудели и озорные обезьянки под руководством Ольги Ван-Ю-Ли, акробаты на «русской палке», эквилибристы на наклонной мачте, воздушные гимнасты под куполом цирка и др. Кстати, большинство артистов – лауреаты и призеры международных конкурсов и фестивалей.

Гвоздем программы, несомненно, является аттракцион «Уссурийские тигры» заслуженных артистов РФ Карины и Артура Багдасаровых. В Воронеж они привезли 9 хищников, семеро из которых работают в манеже, а два малыша только лишь постигают азы циркового искусства. «Урал и Тайфун – ровесники, им год и 2 месяца, – рассказывает о своих питомцах Карина Багдасарова. – Они у нас сейчас находятся на стадии подготовки. К манежу наши малыши уже привыкли, к нам тоже. Также мы потихоньку знакомим их со взрослой группой, ведь, как известно, большие звери не любят малышей. Трюкам мы тоже начали их обучать, но у них ведь, как у всех детей – шило в одном месте. Урал и Тайфун не понимают, почему, когда они хотят играть, бегать и резвиться, им нужно лежать и изображать взрослых зверей».

Полчаса адреналина

К слову, воронежцам показывают уже обновленный аттракцион «Уссурийские тигры» – не тот, что лет десять назад привозил Михаил Багдасаров (в этот раз легендарный дрессировщик заехал в Воронеж лишь на премьеру – чтобы пообщаться со своим давним другом, директором нашего цирка Борисом Бирюковым). Год назад Михаил Ашотович полностью передал аттракцион детям – Артуру и Карине. Теперь это новые костюмы, новая музыка, новые трюки. К слову, дрессура Багдасаровых заметно отличается от того, что делают их коллеги, и аттракцион поистине уникален. «Мы не суем тигру голову в пасть и не пытаемся показать, какой он «белый и пушистый», – говорит Артур. – Мы показываем, каков хищник в природе, вызываем его на агрессию…» Кстати, Карина Багдасарова – первая из дрессировщиц, которая осмелилась выйти к хищникам в платье, ведь шуршащая ткань является раздражителем для рычащих «кисок», а это – дополнительный риск. В общем, полчаса адреналина (именно столько длится аттракцион Багдасаровых) воронежским зрителям обеспечено. Однако волноваться не стоит – рычащие «киски» надежно ограждены от зрительного зала пятиметровой сеткой, а с трех сторон дежурят люди с брандспойтами. Да и у Артура Багдасарова на всякий пожарный случай в кармане всегда имеется шумовой травматический пистолет.

Сто рваных ран

Правда, в 2006 году никакие предосторожности не спасли Артура Багдасарова от нападения хищника. Тогда произошла страшная трагедия, о которой потом еще долго трубили все СМИ – тигр по кличке Цезарь буквально изорвал Артура в клочья, оставив на его теле более ста рваных ран. Тогда, шесть лет назад, Артур хотел отправить тигра на выполнение трюка «Пирамида» – это было во время представления. Цезарь выбросил переднюю лапу вперед и зацепил дрессировщика. После этого у тигра задняя лапа по нелепой случайности попала в предохранительную сетку, огораживающую тигров от зрителей, тигр запаниковал и, подтащив Артура к себе, начал наносить ему удары лапами по рукам, а после этого вцепился зубами в голову. Карина пыталась отбить брата у взбунтовавшегося тигра, но хватка была очень жесткая. Тигр отпустил Артура лишь после того, как в клетку ворвался Михаил Багдасаров и выстрелил 5 раз из шумового пистолета. Раненый Артур самостоятельно пытался выйти из клетки, но силы покинули его, и он упал у самой двери.

Артур был доставлен в институт Склифосовского, где врачи боролись за его жизнь. У дрессировщика были многочисленные рваные раны, прокушена шея, очень сильно ранены обе руки… Долгое время он балансировал на грани жизни и смерти, а потом еще два года ушло на восстановление. О том страшном дне теперь напоминают лишь многочисленные шрамы.

Что самое интересное, после этого случая дрессировщик еще три года выходил на манеж с тем же самым тигром. «Конечно, было тяжело психологически снова зайти в клетку! Но я переборол этот страх. На полное восстановление ушло года два, и уже не хочется вспоминать больницу и все те страшные дни», – улыбается Артур.

«А три года назад мы поехали работать в Китай, – подхватывает Карина, – и там произошла трагедия – от китайских продуктов у Цезаря развился панкреатит, он умер. Не знаю, чем в Китае кормят животных, но у нас все звери очень сильно болели…»

«Отдав тигра, мы бы сломались»

– По прошествии времени вы не задумывались, почему же все-таки Цезарь тогда на вас кинулся?

Артур:

– В принципе, любой тигр, находящийся сейчас в манеже, может бросится, покусать, задрать. Просто потому, что он хищник. Нападение со стороны хищника – это всегда ошибка дрессировщика, значит, «прощелкал» где-то. Цезарь с детства был очень паскудным тигром, а потом вдруг стал спокойным. И мы расслабились. Обращали внимание на более нервных тигров, как Аргоша, к примеру. Но в тихом омуте, как известно, черти водятся.

– После этого случая все, наверное, советовали сменить профессию?

Артур:

–Нет, семья меня поддерживала.

Карина:

– У нас была задача вернуть Артура к работе. Хотя все дрессировщики – и Тая Корнилова, и Запашные, и Мстислав Михайлович уговаривали отдать или пристрелить Цезаря. Мы, возможно, так и поступили бы, если б он специально охотился. У нашего отца была такая история с тигрицей Зарой – папа в клетку не мог зайти – она ложилась у форганга (занавес, отделяющий зрительный зал от закулисной части – прим. авт.) и готовилась на него броситься. Пришлось сдать ее в зоопарк. А с Цезарем это было просто стечение обстоятельств.

– И вы решили его простить…

Артур:

– Ну, знаете, если после каждого нападения сдавать животное в зоопарк, то нам придется работать с хомячками – они не кусаются. Нашей задачей было показать животным, что ничего не произошло. Мы работали в том же темпе, так же поворачивались к тиграм спиной… А если бы мы его сдали или начали осторожничать, мы бы сломались. Поначалу, конечно, держали большую дистанцию, а потом перебороли страх и теперь работаем как прежде.

Марина ХОРУЖАЯ