Газета,
которая объединяет

Отказаться нельзя освоить

УГМК в Воронеже решила снизить социальную напряженность?
Рубрика: от
Автор:

На днях генеральный директор «Уральской горно-металлургической компании» (УГМК) Андрей Козицын выдал журналистам интересную информацию, согласно которой холдинг при определенных условиях может отказаться от разработки Еланского и Елкинского месторождений никеля в Воронежской области.

Условия эти таковы. Во-первых, разработка не будет начинаться, если при подтверждении запасов не выявят хотя бы 0,5 млн. тонн сульфидных медно-никелевых руд. Во-вторых, цена никеля на мировом рынке для целесообразности его разработки не должна опускаться ниже 15 тыс. долларов США за тонну.

До первой руды

Сегодня прогнозные ресурсы сырья на одном из этих участков оцениваются всего в 50 тыс. тонн. И этим объемом, по мнению Козицына, никто заниматься не станет. Впрочем, цена на сырье сейчас более чем рентабельна – по данным Finam.ru на 4 октября 2012 г. она составила 18 575 долларов за тонну. Впрочем, неизвестно, что произойдет на международном сырьевом рынке к моменту начала добычи в Воронежской области первой руды.

Об этом же говорит и руководитель управления недропользования «Медногорского медно-серного комбината» ( победитель конкурса на право разработки Еланского и Елкинского месторождений) Александр Плаксенко.

– Первая руда может появиться в Воронежской области не раньше 2020 года, – поясняет он. – На столь длительный период прогноз по цене на сырье не даст ни один экономист, поэтому понятно, что опасения по поводу стоимости существуют. Но они немного преждевременны.

Впрочем, опасения гендиректора УГМК по поводу размеров запасов Александр Николаевич не разделяет.

– Даже по этим двум месторождениям количество запасов значительно превышает полмиллиона тонн, – убежден он. – Более точно можно будет сказать лет через пять, когда будет окончательно завершена разведка запасов. Но не думаю, что УГМК действительно планирует уходить из Воронежской области. Компания уже начинает подготовительные работы для того, чтобы ускорить формирование еще двух месторождений, на юге региона. Вряд ли руководство организации, размышляющей о целесообразности своего присутствия в области, стало бы замахиваться на столь длительные по времени и затратные проекты.

Если в самой УГМК понимают, что объемов запасов хватит для безубыточной работы, то чем можно объяснить высказывания Андрея Козицына? Не исключено, что непростой обстановкой вокруг никелевой тематики в Воронежской области. Осложняется она двумя крупными выборными кампаниями, намеченными на 2013 и 2014 годы, в ходе которых протесты могут сыграть с властью злую шутку. Поэтому кто может дать гарантию того, что информация, поступившая от руководителя УГМК, не является «уткой», запущенной с целью немного снизить накал страстей вокруг никеля?

Политика без экономики

Отчасти согласен с этим утверждением и председатель экспертного совета Воронежского института политического анализа и стратегий, доктор политических наук Дмитрий Нечаев.

– Лично я вижу три возможные причины появления этой информации, – говорит Дмитрий Николаевич. – Первая непосредственно связана с предстоящими в 2014 году губернаторскими выборами. Поэтому не исключаю, что до руководства УГМК была доведена информация, что если на чаше весов окажется победа на выборах или разработка никеля, то от разработки (по крайней мере, в среднесрочной перспективе) придется отказаться. Вторая причина: озвученные цифры и факты помогут немного снизить протестный настрой, имеющий как организованную, так и стихийную формы. И третья причина, на мой взгляд, заключается в попытке заинтересованных в разработке структур иметь возможность произвести некоторую перегруппировку сил, найти новую стратегию, новые формы убеждения, заново оценить сложившуюся ситуацию.

Так что заявление Андрея Козицына обусловлено больше политическими, нежели экономическими соображениями. Тем более, информация по прогнозным запасам воронежских месторождений у УГМК имеется самая полная: Александр Плаксенко до прихода на работу в «Медногорский медно-серный комбинат» занимал должность начальника отдела геологии и лицензирования департамента по недропользованию в ЦФО – органа, непосредственно аккумулирующего все сведения подобного толка. Более осведомленного в плане «начинки» воронежских недр человека в области, пожалуй, и нет…