На 70-е годы прошлого века пришелся пик общественного интереса к поэзии. В это время в Черноземье жили и творили такие известные мастера слова, как Алексей Прасолов и Владимир Гордейчев. С обоими был близко знаком, считал их своими учителями сотрудник многотиражной газеты авиазавода Александр Болотов. Его стихи печатались в газетах «Молодой коммунар» и «Станкостроитель» под его собственной фамилией и псевдонимом Герц.
Культура
В Воронежском театре кукол «Шут» сдали премьеру – «Короля Лира» Вильяма Шекспира. Надо ли уточнять, что спектакль столь мощного драматургического размаха для «кукольного формата» – не только достойный уважения выбор, но и известный риск?
В отделе абонемента областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина работает выставка книг – лауреатов премии «Просветитель». Премию под таким названием, присуждаемую в области литературы с 2008 года, учредил Фонд некоммерческих программ «Династия». Награда «разыгрывается» в двух номинациях: за лучший труд, посвященный естественным наукам, и за лучшую книгу, «освоившую» гуманитарную сферу.
В череде многочисленных мероприятий второго Международного Платоновского фестиваля осталась, на мой взгляд, несколько «за кадром» концептуальная (и принципиально важная для события в целом) выставка. Стартовавшая в первый фестивальный день, она была обречена на поверхностное внимание зрителя: ему, протокольно отметившемуся на открытии, надлежало бодро поспешать дальше – этот день (как и почти все последующие) изобиловал интереснейшими предложениями.
Событие, важность которого переоценить трудно: залы Галереи искусств Зураба Церетели на Пречистенке принимают в эти дни искусство воронежских художников. Более 160 работ – живопись, графика, скульптура – объединены в экспозицию, «снявшую сливки» с двух местных показов, имевших большую и благодарную зрительскую аудиторию. Первый известен под названием «Третьяковский пленэр», второй – «Воронежские художники». Симптоматично, что московская выставка дублирует «имя» воронежской своей предшественницы – «Третьяковского пленэра».
Представление этого мастера не требует, на мой взгляд, проговаривания полного «списка» его регалий и перечисления полученных премий. Потому что нет, наверное, в современной России (как минимум – России) человека, не знакомого с многоликим творчеством Резо Габриадзе. «Мимино», «Не горюй» и «Кин-дза-дза», снятые по его сценариям, смотрела, во всяком случае, вся страна – и не по одному разу. Остальные «паззлы», то бишь воплощения художественной мысли, сложить – получится уникальное, высокохудожественное полотно.
Под занавес театрального сезона порадовал театр оперы и балета, да еще таким редким жанром, как моноопера. «Человеческий голос» – последняя работа Франсиса Пуленка, одного из наиболее значительных французских композиторов XX века. Вообще же произведение под таким названием больше известно как драматическая пьеса-монолог, принадлежащая перу Жана Кокто. Впервые сыграли ее в 1930 году, на сцене театра «Комеди Франсез».
Проект, о котором пойдет речь, воплотился в жизнь благодаря Платоновскому фестивалю. В рамках форума создатель «Театра Одного» Борис Алексеев познакомил публику с Борисом Поплавским – поэтом и прозаиком русского зарубежья, ярким представителем первой волны русской эмиграции.
Ирина Затуловская – имя в среде представителей и почитателей современного искусства уже культовое. Московскую художницу называют «Хармсом в живописи» (еще встречается определение «Хармс в юбке»), хотя с этим «титулом», безусловно почетным, можно поспорить: при всем уважении к Хармсу, той непосредственности и, главное, глубины высказывания, которая есть у Затуловской, у него нет. По мне, он и она – даже антиподы. Хармс – парадокс, человек-карнавал. Ирина – апологет естественности и внятности, начисто лишенный позы и аффектации.
Одним из бесплатных уличных мероприятий в рамках Платоновского фестиваля был концерт российско-американской «поющей виолончелистки» Алисы Апрелевой, состоявшийся в Кольцовском сквере.