Газета,
которая объединяет

Буря в стакане речной воды

О трудностях перевода с чиновничьего языка на русский
Рубрика: от
Автор:

Недавнее известие о продаже части акватории Хопра за 3 рубля 44 копейки подняло целую бурю в СМИ. Во-первых, Хопер!.. Во-вторых, за 3 рубля!.. Простого наложения такой оскорбительной цены на заповедное слово достаточно, чтобы взбудоражить информационное пространство. Как выяснилось – до степени полного небрежения фактической стороной дела. И буря оказалась… бурей в стакане.

Кстати, насчет стакана воды. Акватория – это, как известно, участок водной поверхности. В данном случае речь идет о том, что находится возле пляжа на территории Рождественского сельского поселения Поворинского района, в двух километрах восточнее мостового переезда автодороги в селе Рождественское.

Однако размеры продаваемой акватории были интерпретированы в СМИ по-разному. В официальном сообщении говорилось, что участок, выставляемый на аукцион областным управлением по экологии и природопользованию составляет 0,002 квадратных километра. Что совсем не помешало не одному, а сразу нескольким солидным изданиям говорить о каких-то безум­ных тысячах квадратных метрах акватории.

Конечно, недолго и обмишуриться, когда куски природы идут с аукциона по цене в три раза меньше, чем стоимость одной поездки в маршрутке. А ведь продается акватория одной из самых красивых и чистых рек Центральной России. Уникальная природа сделала Хопер знаменитым местом массового туризма.

И за это: начальная цена участка – 3 рубля 44 копейки, задаток – 86 копеек, а шаг аукциона – 17 копеек. Торги назначены на 24 декабря.

Победитель аукциона получает право заключать так называемый договор водопользования. А низкую стартовую цену областные власти объясняют нормами закона, согласно которым начальная стоимость предмета аукциона устанавливается на уровне не более 5 процентов размера платы за пользование водным объектом в соответствии с договором.

Звучит не слишком доходчиво, поэтому мы обратились за разъяснением к замруководителя областного департамента природных ресурсов и экологии Руслану Яценко.

– Данный аукцион – это совершенно обычная процедура, которую мы проводили не раз. Если кто-то (в данном случае это орган местного самоуправления) пользуется пляжем, значит, с ним должен быть заключен договор водопользования. Это регламентировано программой «Правила охраны жизни людей на водных объектах» и Водным кодексом. Цена также регламентирована государством. Договор же нужен хотя бы для того, чтобы представители МЧС выехали на место и исследовали дно подле пляжа. А затем в рамках областной программы «Развития туризма и рекреации…» мы можем выделять деньги на обустройство пляжа, не нарушая водного законодательства, – пояснил Руслан Витальевич.

– Прокомментируйте версии о том, что на аренду акватории претендует местный предприниматель, житель Поворино.

– Насколько нам известно, пляж арендует орган местного самоуправления, администрация сельского поселения. Согласно договору, арендатор будет обязан содержать участок, вести регулярное наблюдение за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной, содержать в исправном состоянии расположенные там гидротехнические сооружения. И логично будет, если эти функции лягут на арендатора пляжа. Впрочем, принять участие в аукционе может любой. Но, если право на водопользование акватории получит частное лицо, это не значит, что другие люди уже не смогут там искупаться.

К сведению читателей, и в акватории воронежского водохранилища есть участки, которые арендуются частными лицами под стоянку маломерных судов. И плата там примерна та же, что и на Хопре.

Мы поинтересовались у чиновника, почему, на его взгляд, такой ажиотаж вызвал именно этот аукцион? Руслан Яценко затруднился назвать причину, вспомнив при этом, что подобное уже случалось. Так, минувшей весной облправительство продавало право аренды 0,006 кв. км акватории реки Хопер и 0,002 кв. км реки Савалы. Начальная цена аукциона на Хопре составляла 10,33 рубля, на Савале — 3,44 рубля. И журналисты тогда тоже иронизировали на тему того, сколько же стоит родина.

Свою роль сыграло и знаковое слово «Хопер», ставшее резонансным после объявления о разработках медно-никелевых месторождений, планирующихся в Новохоперском районе. В принципе, ситуация с акваторией напоминает недопонимание между властью и обществом по поводу никелевых разработок. Увы, общественности редко популярно разъясняется значимая информация. Например, как известно, позиция воронежского губернатора – «ничего не добывать, не спросив мнения народа». Правда, не всегда позиция губернатора доносится до населения своевременно и, что главное – целиком. Вывод сделаем следующий: планы и действия правительства Воронежской области иногда носят почему-то закрытый характер. И из-за этого сенсации рождаются как вокруг узловых проблем, так и там, где имеет место рутинная процедура.