Газета,
которая объединяет

«Шоп» я так жил!

Как не попасться на уловки продуктовых магазинов
Рубрика: Социум№ 120 (1548) от
Автор: Сергей Попов

С годами все меньше людей покупают продукты на рынках, предпочитая более продвинутые торговые точки. Но и здесь – масса моментов, которые необходимо иметь в виду, чтобы не стать жертвой обмана. Сегодня в новой рубрике «Техно-лохия» «Берег» расскажет, что нужно знать о тонкостях работы супермаркетов и гипермаркетов. И как там сделать действительно выгодные покупки.

Во глубине сибирских руд

Очень простой и довольно очевидный момент, который многими почему-то игнорируется. Большие магазины зачастую ошибаются в прогнозах на спрос того или иного продукта и закупают больше товара, чем нужно покупателям. В итоге на передний план на стеллажах выкладывается либо то, у чего срок годности истечет вот-вот, либо вовсе просрочка.

Есть, есть такие сети, которые не гнушаются торговать откровенно испорченной продукцией. Расчет, видимо, на старых да малых: нормальный взрослый человек никогда, к примеру, не купит двухнедельный кусок сыра с «сегодняшней» наклейкой. Ведь его качество и «свежесть» видны визуально!

Надписи типа «мы гарантируем, что на этом стенде отсутствует продукция с истекшим сроком годности» тоже ровным счетом ни о чем не говорят. Проверяйте! Тщательно и придирчиво осматривайте каждый товар. И берите продукты не из первого ряда, а из глубины выкладки. Там свежее. Проверено. Запомните: информацию о продукте можно почерпнуть только из перечня ингредиентов. Из состава, то бишь. Любые надписи на этикетке вроде «100% natural» – неинформативны. Потому как законом такой «самопиар» не регулируется, а вот «честный» состав производитель указывать обязан.

Правда, есть и те, кто безболезненно обходит норму стороной. Так, вместо наименования конкретного химиката изготовитель вправе написать ерунду типа «подсластитель фирмы Делер №720». Такую «хитрость» неплохо бы наказывать рублем – другим, глядишь, неповадно будет.

Еще круче, когда перечень ингредиентов содержит то же наименование, что и конечный продукт. В одной из местных сетей попались сосиски с сыром, у которых в составе значилось всего три пункта: сосиски, сыр, зелень. А из чего, скажите на милость, все это сделано? Нет ответа. А раз так – нет и покупки.

Ну, и – о классике жанра. Замещении конкретных названий цифровыми элементами с буквенным кодом «Е». Читает человек такую «екалку» – и хоть бы что-то ему было понятно! А между тем за некоторыми из «шифровок» скрыты смертельно опасные компоненты. Например, Е1422 – модифицированный крахмал. Неотъемлемая составляющая почти всех российских йогуртов. Да и многих импортных тоже. Но наше законодательство использование всяческих «модификаций» по-прежнему не запрещает. Приходится надеяться только на себя.

Не верь глазам своим

Не последний фактор при выборе товара – цена. Вернее сказать, ценник. Который нередко расходится с фактической стоимостью. И на кассе вы получаете сюрприз. Он может стать как приятным, так и не очень.

Большинство торговых сетей объясняют такие нестыковки частым изменением цен. Которое – да, производится как в большую, так и в меньшую стороны. И в паре крупных гипермаркетов действительно доводилось «попадать» на незапланированное снижение стоимости.

Но есть и такие «точки», где ложные низкие ценники не снимают, кажется, принципиально. Ожидая, что люди не будут вступать в дискуссии из-за лишних пяти-десяти рублей. И многие действительно не станут этого делать. Просто после двух-трех подобных эпизодов перестанут ходить в магазин. Предпочтут более честную контору. А кто решит пойти на принцип – может смело добиваться истины: по закону ценник есть не что иное, как публичная оферта. Проще говоря, магазин обязан отдать товар по той цене, которая обозначена в торговом зале. А соответствует ли она актуальной стоимости – это уже внутренние проблемы торговой точки.

Примерно такой же расклад со скидками и распродажами. Они тоже бывают настоящими и ложными. Специалистами давно замечено: если ни на копейку не снизить цену, но при этом повесить на входную дверь вывеску «распродажа» – реализация товара пойдет гораздо активнее. Увы, настолько доверчивы люди.

Торговых сетей, которые этим не пользуются, кажется, уже не осталось. У всех в арсенале желтые и красные ценники, огромные постеры со словами «скидка» и «выгодно». Но по факту такие акции выгодны далеко не всегда. А спецпредложения по дисконтным картам иногда оказываются дороже, чем аналогичные товары у конкурентов без всяких карт. Кстати, о картах: совсем уж милый случай произошел в этом августе. В одной из сетей решили заменить «дисконты». Которые, кстати, распространялись не бесплатно. Продавали их в свое время по 50 рублей. И тут вдруг, спустя пару-тройку лет, начинается эпопея с заменой. Надо, мол, специально приходить, заполнять какую-то анкету, стоять в очереди. Притом что в магазине и без того – полтора кассира на двадцать человек.

Я не пришел. И не приду. И вам не советую.