Газета,
которая объединяет

Брендовые идеи

Как не попасться на рекламные уловки
Рубрика: Социум№ 127 (1555) от
Автор: Сергей Попов

К сожалению или счастью, каждый из нас – потребитель рекламы. Против воли человека (а иногда и в обход сознания), ему «впаривают» всяческие заманчивости, пытаясь катализировать процесс покупки.

Традиционные формы рекламы сегодня модифицировались до степеней известных и объединяются в широчайший спектр методов донесения информации. В ходу – микс: начиная от тонких психологически-манипулятивных приемов и заканчивая «дубовыми» вариантами «уговоров» вроде спама, привольно гуляющего по просторам интернета.

Жертвы прогресса

Совершеннейший «развод» – уверения вроде «новая зубная паста на 85 процентов эффективнее». Для начала – эффективнее чего? Подобные слоганы мало когда имеют приписку типа «по сравнению с…». Но даже если она есть – стоит ли ей верить? Ну как можно просчитать КПД конкретной зубной пасты? Или, скажем, газировки, которая, мол, на 30 процентов вкуснее?

«Горят» наши денежки не только на количественных величинах. Нередко – на целых группах товаров. Один из популярнейших «камней преткновения» для покупателей – бытовая техника. Вы замечали, что всяческие «грандиозные-распродажи-только-три-дня» распространены в этом товарном сегменте больше, чем где-либо? Тут, если вдуматься, – ничего странного, все закономерно. Цены на повседневно необходимые и, соответственно, регулярно приобретаемые изделия и предметы мы себе очень хорошо представляем. А вот с тем, что покупается раз в пятилетку – совсем другая песня. Мало того: модели, к примеру, всех «приборов для дома» устаревают и выходят из моды за несколько месяцев. Одни технологии сменяют другие, стремительно появляются новые торговые марки и даже корпорации.

Без слепой веры

Даже если поставить перед собой задачу скрупулезно изучить рынок – полученные данные будут сколько-нибудь ценны ну максимум месяц. Потом ситуация наверняка изменится. Как быть? Механизм очень простой…

Почти все магазины крупных сетей, торгующих бытовой техникой и электроникой, расположены в центре города. Можно выбрать понравившуюся модель в одном из них, расспросить словоохотливого консультанта обо всех деталях – и смело отправляться в рейд по окрестным торговым точкам в поисках самой низкой цены. А непосредственно перед покупкой влезть в «глобальную паутину» и спросить у поисковика: по какому прайсу предлагают тот же товар интернет-магазины? Ценник в сети, конечно, будет ниже (за счет экономии арендной платы ввиду отсутствия физического торгового зала). Пусть этот момент особо вас не смущает (купить по интернету можно кота в мешке, запросто): главное, чтобы разница была не «космической», а сопоставимой с ценой.

По сути, рекламой является не что иное, как бренд. Что это за зверь? Преданно любимые старшим поколением советские бренды, уважаемые молодежью всемирно известные торговые марки и прочие легендарные наименования – вся, вся эта авторитетная «красота» может оказаться «пшиком». Причин тому две.

Во-первых, самые «крутые» бренды очень часто подделывают. Иногда – так умно и умело, что юридически никаких проблем у лжепроизводителя не возникает. Чтобы засудить таких дельцов, надо доказать, что их марка похожа на известную до степени смешения в сознании покупателя. Что по факту иногда очевидно, а вот при подетальном разборе вещдоков оказывается недостаточно.

Во-вторых, сама по себе марка (даже стопроцентно законно использованная и триста раз сертифицированная) еще ни о чем не говорит. Смотрите на данные завода-изготовителя! Под одной и той же вывеской в разных странах делают совершенно разную продукцию. И импортируют нередко, как Бог на душу положит. В смысле технологии поставок. Чтение, короче, свет: читайте информацию, сверяйте, сопоставляйте. Не стоит ничего покупать только потому, что оно – «брендовое»…