Газета,
которая объединяет

Со всех волостей

В центре Черноземья открылась всероссийская художественная выставка
Рубрика: Культура№ 128 (1556) от
Автор: Анна Жидких

Ее ждали, к ней не один месяц готовились – и вот случилось. Воронеж принял всероссийскую выставку, посвященную 175-летию Ивана Николаевича Крамского; она открылась позавчера в областном художественном музее имени нашего великого земляка. И проработает два месяца, что, безусловно, оправданно: ради меньших сроков не стоило бы затевать столь масштабное дело.

Около четырех сотен участников, художников из регионов Центрального федерального округа, вынесли на суд воронежского зрителя более шестисот работ (отобранных из полутора тысяч), выполненных в различных жанрах, техниках и художественных направлениях. Москва, Белгород, Брянск, Курск, Липецк, Орел, Тамбов, Пенза и, естественно, Воронеж – представительство, которым может похвастаться далеко не каждый вернисаж, призванный объединять произведения мастеров нескольких областей.

Губернаторский портрет

Гостям всегда рады, а хозяев неизменно любим… Примерно так передала бы я впечатления от первого просмотра выставки. Хороших и разных работ много, есть, на мой взгляд, даже выдающиеся. Но едва ли не самый приятный момент – встреча с произведениями воронежских художников. Ирина Токарева и Виктор Бойченко, Евгений Щеглов и Николай Третьяков, Андрей и Валентина Богачевы, Вячеслав Знатков и Ирина Ворошилина, Ксения Успенская и Александр Лавров; ряд можно продолжать на полстраницы – и все это будут авторы, способные украсить любую выставку. Любого калибра и любого статуса.

Показалось, что иногородние художники – не настолько «ровные» (в плане профессионализма), как наши. Но есть среди них те авторитеты, заслуги которых перед отечественным искусством не обсуждаются. Так, несколько работ для экспозиции подобрал сам Зураб Церетели, который в представлении не нуждается. А еще один народный художник, москвич Олег Савостюк, подкупил почтением к воронежской реальности: предложил на выставку портрет губернатора Алексея Гордеева. Очень, на мой взгляд, позитивный.

Подмечено давно и не мной: чем выше и мощнее человеческая личность, тем проще она в общении с другими людьми. Про произведения искусства – в частности, изобразительного – можно сказать то же самое: по-настоящему хорошая, тонко прописанная картина (как, впрочем, и миниатюрный этюдик) понятна не только специалисту. Но – каждому из тех, кому Бог дал мозги, душу и неутолимую жажду саморазвития. И в этом смысле реализм – а именно он правит бал (и могло ли быть иначе на выставке, посвященной Крамскому?) – далеко не исчерпан.

Под занавес Года

Называется выставка незамысловато – «Продолжая традиции…». За простотой названия – богатство красок, сюжетов, тем; достаточно сказать, что ее содержание, качественное и количественное, потребовало сразу трех выставочных площадок. Одновременно с музейным мероприятием старт всероссийскому показу был дан в обоих выставочных залах Воронежа – городском на Кирова, 8 и Союза художников на Пушкинской, 12. Но именно музей стал местом зрительского паломничества: количество собравшегося народа было соизмеримо с сумасшедшей очередью в первый российский «Макдональдс» на Пушкинской площади в Москве. В день его открытия к дверям заведения выстроилась такая очередь, что протиснуться через нее от ближайшей станции метро на Тверской бульвар оказалось нереально. Обходили соседним кварталом. Такая вот ассоциация…

«Продолжая традиции…» – финал большой акции, которую затеяли в нашем городе в ознаменование Года Крамского.

– Этот год был отмечен несколькими значимыми выставками, в числе которых – выставка по итогам Острогожского пленэра, проходившего на родине Крамского, – напомнил директор музея Владимир Добромиров. – Сейчас готовится каталог к ней. Были и персональный выступления художников. А завершает Год Крамского проведение всероссийской выставки, и это – грандиозное событие.

Далее церемонией открытия «дирижировал» председатель правления Воронежского отделения Союза художников России и выставочного комитета Алексей Смирнов.

– У каждого мероприятия есть свой возбудитель, – коснулся Алексей Ефимович предыстории выставки. – На этот раз инициатива шла от воронежского Союза художников. И была поддержана Правительством Воронежской области и секретариатом нашего Союза. Примечательно, что участниками стали такие признанные мастера, как президент Российской академии художеств Зураб Церетели и председатель российского Союза художников Андрей Ковальчук.

Нерушимая связь

О том, что воронежцам нужно гордиться всероссийской выставкой, говорил первый заместитель председателя правительства Воронежской области Владимир Попов. Он передал художникам пожелание творческих успехов от Алексея Гордеева, а зрителям – «получить по максимуму удовлетворения от просмотра».

Уже упоминавшийся народный художник Андрей Ковальчук – не только председатель «главного» (большого) Союза художников. Он также – член президиума Совета по культуре и искусству при президенте РФ, действительный член АХ.

– Когда у Алексея Ефимовича возникла идея выставки, посвященной юбилею Крамского, мы на секретариате, думая об этой дате, согласились: конечно же, такая выставка должна состояться, – рассказал Андрей Николаевич. – Потому что Крамской – фигура для России уникальная. То серьезнейшее явление в русской живописи, да и культуре в целом, о котором нельзя забывать. С этим гением у каждого человека – своя связь. Однажды оформившись, она уже никуда не девается – знаю это по себе. Когда я еще был совсем молодым художником, в середине восьмидесятых, стал искать: какую композицию могу сделать, связанную с образом Крамского? И сделал вещь, которая находится здесь, в этой экспозиции. Столько выставок прошла! Я никак не думал, что однажды найденное сохранится на долгие годы… А буквально несколько дней назад в беседе с Зурабом Константиновичем Церетели мы рассуждали о том, что эта выставка не может остаться незамеченной и Российской академией художеств. Поэтому сразу несколько академиков в ней участвуют.

Другим – наука!

Следом звучали многочисленные благодарности воронежским организаторам. Гости – от столичных академиков до представителей регионов – на доброе слово не скупились. Конечно, особых откровений на подобных мероприятиях не бывает (формат не тот, не камерный). Но опять же, представительство выступавших говорит само за себя: к микрофону один за другим выходили люди, у которых явно свободного времени не море. И поехать, кроме Воронежа, им есть куда. Но они свой выбор сделали в пользу нашего праздника – разве не приятно?

А еще приятнее то, что по примеру Воронежа другие города захотели отметить заслуги своих знаменитых уроженцев. Так, председатель Орловской организации Союза художников Владимир Блинов сказал:

– Иван Николаевич Крамской, как известно, возглавлял «Товарищество передвижных художественных выставок». Но! Идея создания этой организации была высказана жителем Орловской губернии Григорием Мясоедовым. Он обдумал ее, находясь за границей вместе с Николаем Ге: сходное явление появилось тогда, во второй половине XIX века, в Англии. А Иван Николаевич, обладавший острым умом и политической прозорливостью, сумел создать «Товарищество» и продержать его на плаву длительное время. Да что там длительное: в это общество можно вступить и сегодня. Так связаны традиции и современность – благодаря великим предшественникам. И я, вдохновившись воронежской выставкой, обещаю: в следующем году мы в Орле постараемся сделать такой же праздник искусства, посвященный Григорию Мясоедову.

Как говорится – что и требовалось…