Газета,
которая объединяет

Летний марафон

Рубрика: Колумнистика№ 63 (1345) от
Автор: Анна Жидких

Первый Международный Платоновский фестиваль, который завершается сегодня, заставил вспомнить детскую песенку про елочку, которая «много-много радости детишкам принесла». С радостью действительно все в порядке: то, что фестиваль будет резонансным, стало ясно уже на открытии, когда зрители, набившиеся под завязку в большой зал театра драмы, стоя и без устали аплодировали «Буре» – первому программному спектаклю.

Те же нескончаемые овации рождали концерты Башмета, Могилевского, Кремера, Герингаса, Кемпфа, других именитых музыкантов. Сопровождали отдельные сцены и финалы практически всех спектаклей (включая воронежские), показанных на фестивальных подмостках. Плодотворнейшим образом прошли Платоновские чтения, повышенным зрительским интересом пользовались художественные выставки – особенно в музее Крамского и городском выставочном зале на Кирова, где количество собравшегося народа превышало допустимое (с точки зрения успешного просмотра собственно экспозиции). И это, безусловно, здорово: когда провинция получает возможность увидеть не попсовые поделки, а высокое искусство, переоценить данный факт невозможно. Другое дело, кто и каким образом воспользовался своим (своим ли?) шансом…

Много и эмоционально говорилось о ценах на билеты – на спектакли в частности. Да, не все желающие попасть на них (и заслуживающие того) сумели это сделать. Сочувствуя таким невезунчикам всей душой, все-таки не о них я сейчас пекусь (пряников всегда не хватает на всех) – о самом фестивале. Если он, задуманный ежегодным и, соответственно, должный год от года набирать обороты в силу своей дороговизны «профестивалит» мимо той огромной части воронежцев, которые живут на бюджетные зарплаты, если не втянет в ареал своего обитания студенчество – он обречен. То есть в виде и форме элитного междусобойчика это начинание с годами будет действительно только крепнуть: организационное и финансовое обеспечение позволит событиям развиваться и таким образом тоже – впервые в воронежской культурной истории фестиваля ради (еще не зная, каким он будет) создано специальное учреждение: его «Дирекция». Которой в помощь – личная и такая нужная всем нам заинтересованность губернатора в том, чтобы воронежская культура становилась более яркой, состоятельной, авторитетной.

Вот и возникло ключевое слово: «воронежская». Оппоненты (включая ярых противников) фестиваля основным его недостатком считают отсутствие значимой местной составляющей: доля воронежцев среди участников – мизерна. Хотя те, кто попал в их число, показали себя просто великолепно; так может, действительно неправильно, что «узок круг этих революционеров»? Есть над чем подумать.

Не часто, надо сказать, вспоминался по мере развития событий и сам Андрей Платонов. Вернее, не в том контексте: не всуе помянутым, но – с аналитическим проникновением в специфику творчества, биографию и т.д. Я далека от мысли, что каждое фестивальное мероприятие надо было делать буквалистски привязанным к Платонову, но… Так или иначе, чисто литературных – писательских, что ли – событий на фестивале оказалось гораздо меньше, чем всего остального. Помимо упомянутых чтений, вышел альманах «Ямская слобода», появился путеводитель по мемориальным платоновским местам Воронежа – вот, собственно, и все. Ни одного литературного вечера, единственная творческая встреча с литератором, хотя именно к литературному цеху принадлежал и принадлежит (гнусная, конечно, фраза, но точная) Платонов. Не говорю уж – о литераторах воронежских (которых – тоже, слава богу, два писательских Союза). Даже первому обладателю платоновской премии, прозаику Борису Екимову, серьезной трибуны отведено не было: награду ему вручили в фойе театра, перед началом очередного фестивального спектакля – как бы между делом. Если литературе досталась роль падчерицы на этом празднике жизни, уместно подкорректировать название фестиваля: он, по факту, – не просто Международный Платоновский. А – Международный Платоновский фестиваль Искусств. Принципиально. Тогда и все посылы оправданны.

Звучат мнения (не только в кругу коллег) и о том, что фестиваль великоват по размеру: к концу двухнедельного марафона, согласно особенностям человеческой психофизики, острота впечатлений притупилась. Все-таки хорошего должно быть понемножку. Да и просчитать реальные шансы приезда знаменитостей в Воронеж с двухнедельной перспективой сложно; недаром под занавес фестиваля случились «изменения в программе». Отменялись спектакли из-за болезни актеров, а ведь зрители купили билеты на их выступления задолго до события…